Пересмотр границ Казахстана — покушение на суверенитет и независимость страны

Алматы. 10 апреля. КазТАГ — Известный общественный деятель Мурат Ауэзов выразил полное неприятие позиции главы Верховного совета Хакасии Владимира Штыгашева, который заявил о том, что Россия имеет исторические права на некоторые территории стран бывшего СССР, в частности, на восточные области Казахстана.

“Поразительно то, что это заявление исходит от руководителя парламента одного из субъектов Российской федерации, чиновника, встроенного в структуру государственной власти. Это говорит о том, что он не может просто так заниматься отсебятиной, это позиция облеченного властью парламентария. К сожалению, последние события на Украине и в Крыму вызывают у меня неприятие в целом политических устремлений соседнего государства. Нужно прямо говорить об имперских амбициях России”,- подчеркнул дипломат и культуролог в комментарии КазТАГ.

По его словам, внешнеполитическое ведомство Казахстана обязано подготовить ноту в адрес МИД России, которая является стратегическим партнером нашей страны. Заявление спикера Хакасского парламента, рассчитанное на пересмотр границ, есть покушение на территориальную целостность Казахстана. И “мы должны всем миром встать на защиту нашего суверенитета и нашей независимости”.

“Я считаю, что сейчас незамедлительно должен отреагировать наш МИД, заявить ноту. Мы должны выразить свою государственную озабоченность по поводу того, что председатель Верховного совета такого субъекта России как Хакасия делает такие заявления, и на это не реагирует высшая власть России. Мы должны обратить на это внимание и должны получить объяснения по этому поводу со стороны МИДа России”, — сказал М. Ауэзов.

Как отметил М.Ауэзов, у Казахстана есть много путей противостоять подобным тенденциям.

“У нас есть много путей. Если дойдет дело до того, как выстраивать свою альтернативную концепцию, мы совершенно дееспособны в этом отношении. У нас есть возможности центральноазиатской солидаризации, у нас есть возможности очень серьезного противодействия этой тенденции в диалоге с Китаем, сохраняя свои интересы. Возможностей сейчас много. И не надо подталкивать Казахстан к этим экстремальным шагам”, — сказал он.

При этом М.Ауэзов подчеркнул, что право Казахстана на упомянутые В.Штыгашевым восточные области было признано Россией еще в начале ХХ века.

“В начале ХХ века выдающиеся сыны казахского народа, алаш-ординцы, в составе еще дореволюционной российской государственной думы доказали право казахов на эти территории. Тогда все эти границы уже были обозначены в пределах, в которых живет казахский народ. Поэтому это абсолютный бред. Это надо быть политическим спекулянтом, чтобы эту ложь пытаться внедрить в современное общество. Я думаю, что ученым не составит труда опровергнуть все, что этот человек говорит”, — сказал он.

Его поддержал народный писатель Казахстана Мухтар Шаханов, который заявил, что “земля, за которую проливали кровь несколько поколений, — была, есть и будет казахской, чтобы не заявляли политики мелкого пошиба и высокого ранга. Если надо — поднимется народ. Казахстан — не Украина. У нас никогда не будет Крыма! Пусть об этом знают в России и наши китайские соседи”.

Как стало известно, 9 апреля на заседании президиума Верховного совета Хакасии его председатель Владимир Штыгашев заявил об историческом праве России на некоторые территории стран бывшего СССР, в частности, в Восточном Казахстане “…Восточно-Казахстанская область или рудный Алтай. Рудный Алтай всегда был в составе России. У Казахстана мало было территории, приняли решение отдать и отдали…Всего мы пять областей передали Казахстану… Эти территории передавались, как разменная монета”.

По словам спикера республиканского парламента, Карело-Финская ССР также была в составе СССР, а государства Прибалтики обязаны своей государственностью России. Страны Закавказья всегда тяготели к России, чтобы ослабить влияние Османской империи.

О территориальных претензиях спикера парламента Хакасии КазТАГ поздно вечером в четверг поставил в известность руководство МИД Казахстана. Надеемся, что в ближайшее время мы услышим реакцию внешнеполитического ведомства и депутатов парламента страны.