Тайжан ушел, но осадок остался

Бывший координатор движения “Антигептил”, националист Мухтар Тайжан ушел из политики. “Оставшись членом общества”, он призвал интеллигенцию не быть равнодушным к судьбе родины и не молчать в ответственные моменты. Имеет ли он на это моральное право, после того, как сам отошел в сторону?

Недавний пост в Фейсбуке ушедшего из политики Мухтара Тайжана, заставил снова вспомнить его громкое заявление. Бывший политик и национал-патриот призывает интеллигенцию быть активными и не “стесняться” в выражении своей гражданской позиции. Может ли человек, покинувший по его же словам “активную политику” призывать, так сказать, людей “на баррикады”?

Тайжан ушел, но осадок остался

Уходя из активной политики, я сказал, что остаюсь членом общества, гражданином, продолжаю следить за всеми событиями и иногда, пусть не так активно, как раньше, буду писать свое мнение тут на ФБ.

В данном случае написать меня побудила последняя статья Ермека Турсунова, состоящая из двух частей. Написано очень эмоционально и правильно, как и первые две его недавние статьи на эти темы. Настроение у многих действительно именно такое, как описал автор, причем, на мой взгляд, как в городе, так и в ауле.”, — написал он на своей странице в Фейсбук.

Радует, конечно, то, что г-н Тайжан “продолжает следить за событиями”, но как отреагируют люди, к которым он обращается? Имеет ли право человек, оставаясь сам “в тени” призывать выступать других с открытым забралом?

Позволим себе привести еще цитаты из его поста.

Приветствуя статьи Ермека Турсунова, я хотел бы обратиться к остальной образованной, думающей части общества — интеллигенции. Творческой, писательской, спортивной, научной, финансовой, ВУЗовской, Ваша роль сегодня незаменима! Кто будет влиять на власть и образовывать народ, если не вы?! На вас лежит особая ответственность за все, что произошло с народом в эти 20 лет!

Например, после событий в Жаңаөзене сколько писателей из 700 членов профильного Союза подняли голос? Это были единицы уважаемых ақсақалов… А сколько членов в Союзе кинематографистов, театральных деятелей, художников и т.д.? Это же сотни и тысячи думающих и пишущих людей! Так где же вы сейчас? Ваш голос очень нужен народу сегодня!

В общем, что я хотел сказать. Уважаемые интеллигенты, подобно Турсунову, будьте активны, просыпайтесь, говорите! Итак, уже страну проспали…”.

Согласитесь, странно слышать эти слова от человека, который сам недавно решил отстраниться от активного участия в общественной жизни страны, ссылаясь на то, что “у него семья”. Разве люди, которым он обращается, не имеют право сказать ему: Сам-то чего, решил молчать и отойти в сторону? Аксакалы, к совести которых он взывает довольно скептически могут воспринять его призыв, “мол, нашел кого учить” и будут правы.

А теперь вернемся к причинам ухода Мухтара Тайжана из политики.

Уважаемые друзья! Во-первых, я остаюсь при своем мнении по всем вопросам и ни о чем не жалею. Если бы даже 5 лет назад я знал, какой путь мне предстоит пройти и к какому результату я приду сегодня, я бы все равно прошел этот путь. Сейчас моя совесть чиста. Я делал все, чтобы пробудить народ и вразумить власть. Думаю, что-то мне удалось”, — так начинается его заявление, сделанное на специально созванной пресс-конференции 18 марта. 

Первый вопрос, что приходит в голову: как можно уходить оттуда, куда не приходил? Ведь, г-н Тайжан искренне полагает, что он целых 5 лет отдал “политике”, сделал все, что мог и совесть его чиста.

Журналистам и аналитикам, имеющим стаж больше, чем его политический срок, странно, наверное, было слышать эти слова про “целых 5 лет”. Разве, это срок для политической карьеры? К тому же, Мухтар Тайжан, помнится, находясь “в активной политике” постоянно и часто критиковал оппозицию, которой сейчас нет. Убежденный, что он и его соратники все делают правильно, и у них все получится, Тайжан критиковал своих старших коллег и указывал им на их ошибки. Он обвинял их в том, что, “не за то и не так боролись”. Вспомните, он всегда говорил, что “они все делали не так, а мы все делаем правильно. Мы поднимаем национальные проблемы, которые волнуют весь народ, сначала — это, потом — демократические ценности. Численность казахов растет, которым дороги национальные ценности, на них нужно делать ставку, вот чего не понимали оппозиционеры”.

Однако, говоря о причинах своего ухода, он сетует, на то, что не получил широкой поддержки. Так где же народ, который должен был его поддержать? Сколько людей ходило на его акции, мы все помним.

Мое решение уйти из активной политики обусловлено несколькими причинами, как личного, так и объективного характера. Личные причины — на такой работе, в активной политике, невозможно находиться длительное время без поддержки. Поддержки не на словах, а на деле. В последнее время на меня и мое предприятие усилилось административное давление и черный пиар. Надо реально соизмерять свои силы. С государственной машиной еще никто не справлялся. А я в ответе за будущее своей семьи”, — заявил он. 

Неужели, он наивно полагал, что в нашей стране можно открыто выражать свою позицию, при этом оставаясь “в безопасной зоне”? Настоящие политики всегда просчитывают риски, и знают, на что идут.

В то же время невозможно все время активно заниматься деятельностью, которая не приносит результатов. Созревание общества и власти идет, но слишком медленно для одной человеческой жизни. Мне 40 лет и я чувствую, что настало время изменить основную свою деятельность. В течение почти 5 последних лет общественных работ, считаю, что я сполна выполнил свой личный долг перед народом. Но на сегодня функция просвещения в обществе уже не столь необходима — все все и так прекрасно знают и понимают, но молчат, боятся и ждут, пока за них кто-то все сделает))) Но так не бывает…”, — так заканчивается текст его заявления, выложенного также в Фейсбуке.

Слова про семью и про возраст, честно говоря, вызывают только умиление, а у кого нет семьи? У всех она есть. И что значит “мне 40 лет”, разве это возраст, тем более для мужчины? В этом возрасте люди только начинают политическую деятельность, приходят в политику, а не уходят из нее.

Решение еще одного “политика” уйти из политики, наводит на грустные размышления. В Казахстане больше никто не хочет рисковать своим бизнесом, благополучием, будущим своей семьи, свободой и жизнью, ради будущего своей страны, как в свое время Алтынбек Сарсенбаев, Заманбек Нуркадилов, Булат Абилов, Владимир Козлов и другие.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.