Алматы. 17 апреля. КазТАГ – Национальное космическое агентство (НКА, Казкосмос) РК отрицает наличие у его председателя Талгата Мусабаева недвижимости в ОАЭ.
“Эта информация (опубликованная во французских СМИ информация о покупке Т.Мусабаевым недвижимости в ОАЭ — КазТАГ) не соответствует действительности. Никакой недвижимости в ОАЭ ни у главы НКА РК, ни у Казкосмоса нет”, — говорится в ответе Казкосмоса, полученном на запрос КазТАГ.
Кроме того, сообщается, что в отличие от заявленной зарубежными СМИ информации, приобретенные НКА у компании EADS Astrium два спутника обладают хорошими техническими характеристиками.
“Например, снимки с КА (космических аппаратов — КазТАГ) Pleiades имеют разрешение 0,7 м при ФПМ (функции передачи модуляции — КазТАГ) 15%, тогда как КА ВР ДЗЗ (космические аппараты высокого разрешения дистанционного зондирования Земли — КазТАГ) Республики Казахстан при разрешении 0,75 м будет иметь ФПМ около 19%. (…) Таким образом, снимки КА Pleiades при несколько лучшем разрешении имеют худшее качество изображения”, — поясняется в письме.
При этом в письме подчеркивается, что технические характеристики спутников оцениваются не только по их геометрическому разрешению.
“Оценивать степень новизны и полезности спутников только по их геометрическому разрешению, это примерно как оценивать автомобили исключительно по рабочему объему двигателя, то есть по большому счету это дилетантский подход”, — отмечается в ответе космического агентства.
По информации Казкосмоса, стоимость приобретенных спутников компании EADS Astrium намного ниже, чем у космических аппаратов других производителей.
“Стоимость программы Pleiades (2 КА) в разы превышает стоимость Казахстанского проекта. (…) Из достоверных источников известно, что контракт на поставку 2 КА Falcon Eye с разрешением 0,5 м (что соответствует разрешению 0,7 метра по советской методике) для ОАЭ был подписан в июле 2013 года, т.е. через четыре года после подписания казахстанского контракта. Стоимость контракта на поставку этой системы для ОАЭ без проведения обучения и передачи технологий составила 800 млн евро — это сумма, в несколько раз превышает цену казахстанской системы”, — поясняется в письме.
Кроме того, по информации НКА, решающую роль в выборе EADS Astrium как стратегического партнера сыграли предложения этой компании по трансферту технологий, практическому обучению специалистов, инвестированию в создаваемое совместное казахстанско-французское предприятие СП “Ғалам”.
При этом в письме подчеркивается, что “выбор подрядчика был осуществлен по открытому международному тендеру, благодаря которому удалось заключить очень выгодный для Казахстана контракт”.
Тем временем, по информации французского интернет-портала Intelligence Online, спутники, проданные Казахстану компанией EADS Astrium, являются устаревшими, при том, что другая компания предлагала спутники более высокого разрешения. По информации издания, на время подписания контракта в 2009 году, между сторонами была достигнута договоренность, что разрешающая способность спутников будет приближаться к 1 м, однако со времени подписания договора, технологии стали более развитыми. Кроме того, Intelligence Online сообщил, что “недовольство у Казахстана вызвал ставший известным факт продажи Францией Объединенным Арабским Эмиратам спутников с разрешением ниже 50 см”.
По информации издания, ситуация с покупкой спутников EADS Astrium послужила причиной привлечения президента нацкомпании “Қазақстан ғарыш сапары” Гавыллатыпа Мурзакулова к уголовной ответственности. А председатель Казкосмоса, как сообщил Intelligence Online, приобрел недвижимость в ОАЭ на знаменитом острове в виде пальмы.
Как сообщалось, 2 апреля специализированный межрайонный суд по уголовным делам Астаны приговорил экс-президента национальной компании “Қазақстан ғарыш сапары” Гавыллатыпа Мурзакулова к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества с лишением права занимать должности, уполномоченные на выполнение государственных функций сроком на 7 лет. Мурзакулов обвинялся по ч. 5 ст. 311 УК РК (получение взятки лицом, занимающим ответственную государственную должность, в особо крупном размере). Помимо этого Г. Мурзакулову предъявлены обвинения по ст. 193 ч. 3 п. “в” (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, в крупных размерах).
По информации финполиции, Г. Мурзакулов вымогал от представителя генерального подрядчика взятку в общей сумме Т210 млн за победу в тендере по строительству сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов на сумму более Т12 млрд.