Телохранители Ертаева скупили акции Bank RBK на $56 млн, ущемив интересы миноритариев

Астана. 8 июля. КазТАГ — Личные телохранители банкира Жомарта Ертаева скупили акции Bank RBK, выпущенные финансовым институтом в ходе дополнительной эмиссии, пишет информационно-аналитический портал 365info.kz.

“Нацбанк Казахстана проведет проверку по заявлению одного из миноритариев RBK банка. Акционер Максут Утепбергенов сообщил, что его первоначальная доля (6,01% от общего количества объявленных простых акций — КазТАГ) была неправомерно “размыта” в ходе проводившейся банком дополнительной эмиссии. Иными словами, те дополнительно размещаемые на рынке акции, которые по так называемому “праву первой очереди” могли скупить уже имеющиеся акционеры, почему-то достались другим, посторонним”, — говорится в статье “Возможны ли новые Аблязовы в банках Казахстана?”, опубликованной на портале во вторник.

“В данном же случае обращает на себя внимание тот факт, что скупкой акций банка занимались не люди “с улицы”, а компании, принадлежащие… личным телохранителям Жомарта Ертаева, который в данное время работает консультантом совета директоров и является одним из руководителей RBK банка”, — указывается в сообщении.

Согласно приведенным данным, около года назад на внеочередном общем собрании акционеров АО “Bank RBK” было принято решение увеличить количество объявленных акций банка. Как поясняется, таково было требование уполномоченного органа — Нацбанка РК, обусловленное необходимостью наращивания капитализации банка сообразно объемам его обязательств.

“В случаях, когда проводятся дополнительные размещения (эмиссии) акций, преимущественное право их покупки — так называемая первая очередь — принадлежит уже имеющимся акционерам. Так делается для того, чтобы каждый из них мог сохранить ту процентную долю, которую он имел до увеличения объявленного уставного капитала”, — уточняется в материале.

В свою очередь действующим акционерам предоставляется достаточное время для оплаты дополнительно приобретаемых акций. И только если они это свое право не реализовали, акции могут покупать третьи лица или компании-новички, что называется, “с улицы”.

“В своем заявлении на имя руководства Нацбанка акционер RBK М. Утепбергенов отмечает, что консультант совета директоров Ж. Ертаев лично заверил его в неукоснительном соблюдении при эмиссии “права первой очереди” — что акционерам будет предоставлено необходимое время для оплаты акций, позволяющих им сохранить первоначальную процентную долю”, — утверждается в публикации.

Однако на последнем годовом собрании акционеров М. Утепбергенов неожиданно для себя вдруг узнал, что его доля с 6,01% сократилась до 3%.

“Принадлежащие мне акции были “размыты” за счет оплаты объявленных акций другими акционерами и новыми лицами, участвующими в размещении”, — отмечает миноритарий банка.

Как сообщается, скупили дополнительные акции в количестве 1 млн 20 тыс. штук по цене Т10 тыс. каждая 4 фирмы, “которые были созданы и зарегистрированы совсем недавно, в первой половине мая, незадолго до объявленной банком эмиссии”.

“Конкретно это ТОО “DORGIAcompany” в лице единственного участника и директора Доргатова И. А., ТОО “КЕТ company” (в лице Калыкова Е. Т.), ТОО “ISHSScompany” (в лице Ишкова С. С.) и ТОО “KazFuelTrade” (в лице Бейсинбаева С. Б.). Примечательно, что все упомянутые лица являются сотрудниками охранной фирмы “ARNAU-RSSecurity”, которая обеспечивает личную безопасность Ж. Ертаева. Они работают его телохранителями. Кроме того, в пользу очевидной взаимосвязи упомянутых компаний говорит тот факт, что первые три из них зарегистрированы в один день — 14 мая текущего года, а две компании (КЕТ и ISHSS) вообще находятся по одному адресу”, — поясняется в статье.

В результате “фирмы, возглавляемые телохранителями Ж. Ертаева, приобрели всю дополнительную эмиссию акций RBK банка. DORGIAcompany, КЕТ company и ISHSScompany достались по 260 тыс. акций, а KazFuelTrade — 240 тыс.”.

“Общая сумма, которую они за это заплатили, составила Т10 млрд 200 млн, каждая из фирм отдала по Т2,4-2,6 млрд. Едва ли даже самые обеспеченные телохранители Казахстана (да и не только) самостоятельно смогли бы за несколько дней найти такую серьезную сумму. С момента регистрации фирм до эмиссии прошло менее месяца”, — отмечается в публикации.

По мнению СМИ, “история для бизнеса в общем-то достаточно банальная, и она наталкивает только на одно предположение — г-н Ертаев пытается по возможности максимально расширить свое влияние в RBK банке”.

“С точки зрения бизнеса ничего плохого в этом нет, если только к подобным целям идут честными способами. В данном же случае создается впечатление, что, во-первых, размещение акций АО “Bank RBK” происходило не среди независимых инвесторов, которые согласно принципу “первой очереди” могут покупать акции только после действующих акционеров. Очевидно, что размещение было целенаправленно осуществлено среди лиц, полностью подконтрольных Ж. Ертаеву. Напрашивается вывод, что известный финансист, вполне возможно, на деле обладает в банке значительно более серьезным влиянием, чем просто консультант совета директоров. Иначе как бы вся дополнительная эмиссия акций досталась его людям?” — подчеркивается в публикации.

Между тем акционеры, чья доля в капитале банка в результате этой комбинации была значительно сокращена, задаются еще одним вопросом: откуда люди Ж. Ертаева могли взять десять с лишним миллиардов тенге?

“Вариантов не так много. Или деньги выделил сам Ж. Ертаев, или, используя свое влияние в банке, он организовал в нем же кредит на сумму, позволяющую скупить дополнительные акции. Миноритарные акционеры RBK сегодня очень хотели бы проверить последнее предположение, ведь если г-н Ертаев воспользовался кредитами, то это значит, что он оплатил акции деньгами самого банка, “запустив руку” в карман вкладчиков. А это уже тянет на отдельные достаточно тяжкие статьи УК. Однако, поскольку банк не раскрывает данных о займах согласно принципу кредитной тайны, проверить свои подозрения акционеры не могут”, — отмечается в статье.

Впрочем, как утверждают представители информационно-аналитического портала, это вполне сможет сделать Нацбанк в ходе проверки. Причем, очевидно, много времени для этого не потребуется и о результатах вскоре станет известно.