Политическое наследие “сына сокола”

Астана. 14 июля. КазТАГ – Ильяс Омаров. В Тбилиси проводили в последний путь бывшего президента Грузии, известного политика Эдуарда Шеварднадзе. Свой последний 86-й по счету день рожденья 25 января этого года Эдуард Амвросиевич отказался отмечать из-за кровавых событий в Украине.

Оценивать личность Шеварднадзе нелегко – настолько она многообразна и в то же время неоднозначна. Феномен этой личности, который прошел большой путь в политике, поразителен. Он вышел из комсомольской среды, про­шел все ступени партийной иерархии, занимал высшие посты в советской Грузии. С перестройкой началась его дипломатическая карьера – в 1985 году он стал министром иностранных дел СССР.

Спикер казахстанского сената Касым-Жомарт Токаев в своей книге “Преодоление” в этой связи вспоминал: “Эдуард Амвросиевич и сам не скрывал случайности собственного появления в дипломатии”. По его словам, весной 1985 года Горбачев предложил ему (Шеварднадзе – КазТАГ) должность председателя КГБ. Тот отказался, сказав, что после Берии появление еще одно­го грузина во главе карательного органа может вызвать нежелательные ассоциации в народе. “Тогда пойдешь министром иностранных дел”, — неожидан­но заявил инициатор перестройки. “Во главе МИДа должен быть русский, — последовал ответ. — К тому же я не то что английским, на русском говорю с сильным акцентом”, — пытался отговориться Шеварднадзе. “Зато ты – коммунист”, — прозвучал приговор.

Позже сам Токаев в личной беседе поинтересовался у Шеварднадзе, что означает в грузинских фамилиях “дзе”. Оказалось, что “дзе” означает “сын”, а Шеварднадзе – “сын сокола”. Спросил Токаев и о грузинском акценте. “Сын сокола”, помрачнев, отрезал: “Это проблема всех грузин. Сталин всю жизнь жил в России, но не смог избавиться от акцента”.

На долю Э.Шеварднадзе выпала миссия продвижения “нового мышления” на международном уровне. После восшествия на высшую дипломатическую должность энергично принялся за дело, активно привлекая МИДовских специалистов к подготовке документов, многие из которых стали судьбоносными для целого ряда стран.

Сам Шеварднадзе так вспоминал свою деятельность на посту главы МИД СССР: “Именно тогда закончилась “холодная война”. Ведь никто не ожидал, что это произойдет”.

В памяти до сих пор очень эмоциональное выступление Шеварднадзе в конце 1990 года с трибуны Съезда народных депутатов СССР, когда он заявил о своей отставке “в знак протеста против надвигающейся диктатуры”. Слово “отставка” мы в то время слышали только в кино и читали в сводках лишь зарубежных новостей.

После распада Советского Союза Шеварднадзе вернулся в родную Грузию, которая к тому моменту подошла к своей критической черте. Наводя порядок, Эдуарду Амвросиевичу пришлось отказаться от услуг друзей, привыкших действовать в условиях анархии. В этом тяжелейшем процессе, наряду с экономическими преобразованиями, весомое место занимали соответствующие внешнеполитические акции. Грузия была признана как достойный партнер в мировом сообществе. Не раз за этот тревожный период на Шеварднадзе совершались покушения.

Как известно, за свою без малого 60-летнюю политическую карьеру Шеварднадзе заслужил множество прозвищ, но сам другим предпочитал одно – “Белый лис”. Так называли его и международные обозреватели. Этим, наверное, хотят показать его удивительную способность приспособиться к изменившимся обстоятельствам, гибкость и хитрость. В то же время Шеварднадзе проявил себя, несомненно, как волевой политик.

Шеварднадзе не раз бывал в нашей стране. По его искреннему признанию “Казахстан – великая страна”, достигнувшая больших успехов под руководством Нурсултана Назарбаева. Он с большим уважением отзывался о главе государства. На памяти официальный визит президента Казахстана в Грузию в 1996 году, когда Эдуард Амвросиевич сам сопровождал Нурсултана Абишевича, тем самым, проявив высокую степень уважения к нашей стране и ее лидеру.

В последние годы своей жизни, уже находясь на пенсии, Эдуард Амвросиевич жил в государственной резиденции. Его здоровье было сильно подорвано. Однако, несмотря на то, что ему было трудно говорить, он поведал нашим дипломатам, которые навестили его, одну забавную историю. Еще в советское время, будучи членом ЦК КПСС, Шеварднадзе по партийным делам посетил Казахстан. Когда настало время возвращаться, кто-то предложил ему добраться до Москвы… на мотоциклах. И Эдуард Амвросиевич согласился, преодолев долгий путь в несколько тысяч километров. Позже, по приезду в советскую столицу, ему серьезно досталось за такой проступок, но он ни разу не пожалел об этом путешествии, которое запомнилось ему на всю его долгую жизнь.