Астана. 27 января. КазТАГ — Жанболат Мамышев. Казахстанская делегация обсудит на этой неделе с коллегами из РФ возможность введения ограничений на ввоз в РК российских автомобилей, мяса птицы, аккумуляторов и строительной арматуры, сообщил первый вице-премьер РК Бакытжан Сагинтаев.
“Мы свои меры выработали по согласованию. На этой неделе направим наших ребят, группу экспертов на уровне замминистров в том числе. Хотели бы попросить, чтобы от палаты включили Рахима (члена НПП Ошакбаева — КазТАГ) в состав нашей делегации. Договоренность такая, что до конца недели наши эксперты с нашими контрпартнерами в России будут отрабатывать все наши предложения, то есть, чтобы не получилось, что мы в одностороннем порядке что-то придумали, объявили и непонятно что, потом начнется”, — сказал Б. Сагинтаев на съезде национальной палаты предпринимателей (НПП) Казахстана во вторник.
По его словам, эксперты в ходе обсуждения с российскими коллегами отработают каждый пункт предложений.
“На прошлой недели мы все области заслушали. Там почти 100 предприятий докладывали о своих проблемах. Мы все это суммировали и уже точно будем говорить, что, например, на таком-то предприятии такая-то ситуация и здесь мы такую меру предлагаем. По птицеводству такие-то проблемы, такие-то меры будут предложены, то есть обоюдно согласовано, а потом будет принято решение”, — сказал он.
“Тем более, что на следующей неделе предполагается поездка премьер-министра (Карима Масимова — КазТАГ) в Россию. Там будет проходить совет на уровне премьер-министров Таможенного союза и, я так думаю, что наверняка этот вопрос будет находить свое продолжение, поэтому над этим вопросом мы работаем”, — сказал вице-премьер.
В свою очередь член правления НПП Казахстана Р. Ошакбаев сообщил, что в связи с серьезным отклонением курса российского рубля от исторически сложившегося паритета к тенге НПП внесло в правительство соответствующие предложения по ограничению ввоза отдельных российских товаров, в том числе автомобилей и мяса птицы.
“В связи с тем, что возникает явная угроза экономической безопасности Казахстана, статья 29 договора о Евразийском экономическом союзе позволяет вводить временные ограничения в режим свободной торговли. Таким образом, соответственно, мы внесли в правительство предложение о введении временных ограничений на перемещение, на ввоз в Казахстан отдельных наиболее чувствительных товаров. В настоящий момент, на основе работы с ассоциациями, с субъектами отраслей мы внесли уверенные предложения в отношении автомобилей, в отношении продукции птицеводства, мяса птицы, яиц, строительной арматуры, аккумуляторов”, — отметил Р. Ошакбаев.
“Сейчас эта работа продолжается, в правительстве создана рабочая группа и предполагаем, что на этой неделе этот вопрос уже начнет обсуждаться с нашими коллегами из Российской Федерации для того, чтобы эти меры были введены, согласованы и нашли понимание у российской стороны”, — добавил он.
По его словам, данные предложения нельзя политизировать. “Никто не ставит под сомнение перспективы евразийской интеграции. Вместе с тем, в Российской Федерации случился форс-мажор, поэтому здесь Казахстан, на наш взгляд, вынужден защищать свои экономические интересы”, — сказал Р. Ошакбаев.
Он также напомнил о проблемах, с которыми сталкиваются казахстанские предприниматели. “Как вы знаете, в конце ноября 2014 года национальная палата предпринимателей обратила внимание сообщества и правительства в отношении того, что в результате драматического обвала рубля, соответственно, резко был нарушен исторический паритет соотношения рубля и тенге. Еще в июне прошлого года за один рубль давали свыше 5 тенге, сейчас этот курс 2,8-2,9 тенге, то есть практически в 2 раза”, — сказал он.
По его словам, крушение курса рубля оказало воздействие на казахстанских поставщиков товаров и услуг.
“Мы видим тот ажиотажный спрос, который наши граждане предъявляли на автомобили, недвижимость, бытовую технику и тому подобное в Российской Федерации. То есть, те деньги, которые наши казахстанцы потратили и сейчас тратят в России, это все недополученная прибыль наших предпринимателей”, — сказал он.