Кажегельдин дал КазТАГ эксклюзивный комментарий по поводу перехода РК к новой экономической политике

Алматы. 21 августа. КазТАГ — Произошедшая в Казахстане обвальная девальвация тенге явилась закономерным следствием череды экономических ошибок и нерациональных решений, в основе которых лежали неверные идеологические посылы, заявил экс-премьер- министр РК Акежан Кажегельдин.

“В демократиях с рыночной экономикой главным индикатором оценки дееспособности правительства и Центрального банка является уровень жизни населения. Лидеры стран с недемократическими режимами и квази-рыночной экономикой превращают народное хозяйство в заложников каких-то своих представлений об эффективности”, — сказал А. Кажегельдин в комментарии КазТАГ в пятницу.

“В Казахстане с определенных пор главными показателями принялись считать размер валового внутреннего продукта (ВВП) и обменный курс национальной валюты. Рост объема ВВП в пересчете на местную валюту, происходивший в результате роста цен на глобальном сырьевом рынке, преподносился гражданам страны как результат продуманной экономической стратегии”, — продолжил экс-премьер-министр РК.

По его мнению, неизменный курс национальной валюты якобы доказывал экономическую стабильность, но какой ценой поддерживался этот курс, тщательно скрывалось. “Президента Назарбаева правительство неизменно убеждало, что волноваться не о чем. Он повторял это, обращаясь к населению. Хотя специалисты предупреждали, что наступит день, когда за ошибки правительства и Национального банка придется платить. Этот день наступил”, — пояснил А. Кажегельдин.

Он считает, что на данный момент, есть только два варианта развития событий. “Первый – это активные целенаправленные реформы. Президент Назарбаев знает, что нужно делать. Долгие годы он находится у власти и должен помнить все драматические повороты нашего развития. Он понимает, что самым разумным является использовать кризис как стартовую позицию для модернизации и проведения тех реформ, которые были отложены в начале 2000-х годов. Надо наконец диверсифицировать сырьевую экономику, как много раз уже обещали его министры”, — прокомментировал ситуацию А. Кажегельдин.

Другой сценарий, по мнению экс-премьера, сводится к продолжению нынешней политики, “когда вместо стратегии в головах чиновников бродят надежды, что и на этот раз пронесет, что цены снова вырастут”.

“В истории Казахстана однажды был реализован первый сценарий. Это сделало экономику страны по-настоящему развивающейся. Необходимо решительно обратиться к прежнему опыту. Иначе наша страна уподобится Аргентине, которая входила когда-то в десятку ведущих экономик мира, но вот уже 40 лет пребывает в стагнации и кризисах”, — пояснил А. Кажегельдин.

Он считает, что в качестве первой и самой неотложной меры необходимо заменить руководителя Национального банка. “Если Кайрат Келимбетов останется на прежнем посту, никто не поверит никаким его заявлениям – ни в стране, ни за рубежом. В истории Казахстана он останется человеком, который не понимал, что он делает. Кроме того, он сознательно публично лгал, уверяя всех, что курс тенге останется неизменным”, — выразил свою точку зрения экс-премьер.

“У руководителя Национального банка должна быть безупречная репутация. Поэтому я рекомендовал бы президенту Назарбаеву назначить руководителем Национального банка Ораза Джандосова. Необходимо позволить ему набрать собственную команду и дать полномочия проводить политику оздоровления в среднесрочном плане”, — предложил А. Кажегельдин.

По его мнению, назначение О. Джандосова (главой Нацбанка – КазТАГ) позволит вернуть доверие международных финансовых институтов, вселит уверенность в отечественных и зарубежных инвесторов. “Это история не быстрая: потребует 3-5 лет, чтобы стабилизировать национальную валюту”, — считает А. Кажегельдин.

“Правительство Казахстана в свое время сильно погорячилось, когда поторопилось доложить, что последствия глобального кризис 2008-2009 гг. успешно преодолены. Но это было не так. Кризис продолжался, его проявления усугубились тем, что с начала 2000-х годов откладывались все структурные реформы. Необходимость их была очевидна, высокие доходы от экспорта нефти и другого сырья позволили правительствам надеяться, что все само собой образуется. Что теперь делать с этим правительством, президент Назарбаев знает. Вопрос в том, хватит ли у него решимости”, — резюмировал А. Кажегельдин.