Можно ли излечиться от боязни «китайской угрозы» и инвесторов, юани приносящих?

Астана. 3 марта. КазТАГ – Жанболат Мамышев. На прошедшей неделе посол КНР в Казахстане Чжан Ханьхуэй провел, как гласила надпись над собравшимися, «дружественную встречу со СМИ». В ходе этой встречи прозвучали ответы на многие вопросы, которые в качестве подготовки к интервью КазТАГ были направлены еще в ноябре прошлого года. Но поговорить хочется о другом – одним из моментов, который обсуждался на встрече, была боязнь китайской экспансии среди простых казахстанцев и их слуг, облеченных властью.

Если говорить о фактах, то в последние годы Китай стал ключевой страной, приносящей в Казахстан иностранные инвестиции. Каждый визит президента РК Нурсултана Назарбаева в эту страну приносил целый ряд крупных проектов на многие миллиарды долларов. При этом Китай не только ссужает деньгами на проекты в Казахстане, но и зачастую готов приобретать готовую продукцию с данных предприятий. Фактически, налаживая медные проекты или расширяя казахстанско-китайский трубопровод, речь идет о планах по увеличению китайского импорта соответствующей продукции.

Конечно, можно ставить вопрос об уровне передела экспортируемой в КНР продукции, но аналогичный вопрос стоит и в отношении других крупнейших торговых партнеров Казахстана, куда уходят наши нефть и металлы.

В то время как граждане стран — крупнейших инвесторов в РК (Нидерланды, США, Великобритания, Франция, ФРГ и т.д.) уже благодарят казахстанское правительство за предоставленный им безвизовый режим посещения республики, наши соседи-китайцы пока этим похвастать не могут. Вместе с тем Китай уже ворвался в список крупнейших инвесторов: КНР инвестировала в РК на 30 сентября 2015 года $13,6 млрд по сравнению с имеющими возможность посещать нас безвизово гражданами Южной Кореи — $1,7 млрд, Франции — $12,4 млрд, ФРГ — $862,3 млн, ОАЭ — $1,3 млрд и Малайзии — $803,9 млн.

У наших китайских товарищей, да и не только у них, рождается логичный вопрос: если страна является крупнейшим инвестором, то почему по логике вещей ее гражданам с обычными паспортами не предоставляется безвизовый режим для краткосрочных поездок в Казахстан?

Вопрос тут, я думаю, не в денежной плоскости, а в идеологической. Идея о «китайской угрозе», похоже, сидит не только в умах обычных казахстанцев, но и в умах их облеченных властью сограждан. Тогда как же власти надеются обеспечить поручение главы государства о том, чтобы достойно провести выставку ЕХРО-2017, вместе с планами посещения ее иностранными гражданами? Тут стоит учитывать, что число китайских туристов достигло 100 млн человек в год и это люди «за забором», а не за океаном — в США или Западной Европе, которые вполне могут посещать Казахстан на поезде, автобусе или в автомобиле. Сколько китайцев сможет получить визы в период «всемирной» выставки и нужно ли будет им преодолевать бюрократические препоны на пути в солнечный и дружелюбный Казахстан, зависит только от наших властей.

Между тем посол КНР в РК Чжан Ханьхуэй считает, что идея о «китайской угрозе» «высосана из пальца». При этом он не понимает ситуацию, когда китайские граждане, в том числе потенциальные инвесторы-бизнесмены из Поднебесной, сталкиваются с большими сложностями при получении казахстанских виз.

«Для того чтобы открыть визы, конечно, тут всегда проблематично. Мы не навязываем наши условия вам. Какие условия вы ставите – это ваша воля, потому что виза – это государственный суверенитет… Нам нужно консультироваться, согласовать и чтобы снять (визовые проблемы — КазТАГ) и взаимно создать условия для совместной работы, а то затягивают и некоторые не могут сюда попасть», — сказал он на встрече с журналистами 25 февраля.

«Мы хотим здесь творить только доброе дело. Мы приглашаем не для шпионажа, разведки – зачем это нам надо? И наше посольство работает транспарентно… Я думаю, в этом году будет консультация по консульским вопросам, после наши специалисты обсудят этот вопрос. Так не должно быть – с одной стороны вы говорите, что надо приглашать на ЕХРО полмиллиона китайских туристов, с другой – как мы будем получать визы? Это проблематично», — отметил посол.

По его словам, одновременно с этим китайские бизнесмены въезжают в США, Великобританию и Европу по десятилетней многократной визе.

«Самые жесткие меры не только в Казахстане. Вы не обижайтесь. Это бывшие советские страны, то есть в СНГ – в России то же самое. В России чуть-чуть гибче. Столько лет я работал с российским посольством в этом направлении – гибкость есть», — считает дипломат.

Он привел пример, что по одному звонку даже в выходные российские власти предоставляли визы без приглашения различным бизнес-делегациям.

«Таких случаев здесь нет и не наблюдается. Я думаю, что нужно проявить гибкость, но это, я прошу вас правильно понять, я только ставил такой вопрос для размышления. Это пища для размышления, как вы решите этот вопрос. Этот опять зависит от ваших заинтересованных органов», — резюмировал он.