Астана. 6 сентября. КазТАГ – Байтас Курманов. Количество внебюджетных обязательных платежей в Казахстане серьезно растет в последние годы, сообщил председатель попечительского совета центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.
«У меня лично вызывает серьезную обеспокоенность, что за последние годы количество внебюджетных платежей серьезно растет. Они формально не являются налогами, но тем не менее их обязательно надо платить. Если мы смотрим эволюцию с 1995 года, там у нас был фонд обязательного медицинского страхования, 5% отчисляли, был дорожный фонд, был создан пенсионный фонд – с 1998 года, соответственно, эти фонды были упразднены, но сейчас они снова появились», — сказал Р. Ошакбаев на заседании дискуссионного клуба «Атамекен» в понедельник.
«У нас действует единый пенсионный фонд, с 2017 года будут отчисления в фонд обязательного медицинского страхования, у нас есть с 2004 года государственный фонд социального страхования, у нас с 2013 года есть взносы в национальную палату предпринимателей, с 2014 года у нас есть отчисления 1% недропользователей в автономный кластерный фонд «Парк информационных технологий», у нас планируется с текущего года в рамках закона «О саморегулируемых организаций» взносы в саморегулируемые организации и так называемые «расширенные обязательства производителей» – обязательные взносы, которые уплачиваются уполномоченному оператору, кем является частная компания», — добавил он.
Он также выразил непонимание того, каким образом государство фиксирует рост налоговых поступлений: за январь-июль 2016 года они возросли на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – до Т3,2 трлн.
«Я сам не до конца могу понять, как девальвация в полной мере стимулирует взрывной рост налоговых поступлений. Та гипотеза, которую я дипломатично высказываю, это связано с увеличением эффективности налогового администрирования, борьбой со лжепредпринимателями. А на самом деле это собирание налогов с малого и среднего бизнеса в ущерб будущим поступлениям, то есть по факту мы видим серьезное увеличение налоговой нагрузки», — полагает Р. Ошакбаев.
«Ненефтяные налоговые поступления составляют всего 43% доходов бюджета 2016 года. Насколько это хватает – это хватает только, чтобы покрыть наши социальные расходы, то есть больше 50% доходов бюджета у нас прямо или косвенно формируется с Нацфонда за счет экспортных нефтяных доходов», — резюмировал он.