Казахстанские онкологи заявили об острой нехватке опиоидных медицинских препаратов

Астана. 22 сентября. КазТАГ – Мирхат Ажигалиев. В Казахстане остро ощущается нехватка опиоидных медицинских препаратов, сообщила президент казахстанской ассоциации паллиативной помощи Гульнара Кунирова.

«На население в 17 млн 852 тыс. человек, на сегодняшний день потребление опиоидов составляет где-то от 0,8-1,2 мг на человека. Мы делим это на население Казахстана – это общепринятый расчет. Это означает, что в год мы завозим в страну 14-15 кг морфина, вернее, разных опиоидов в перерасчете на морфиновый эквивалент», — сказала Г.Кунирова на международной конференции «Остановите мою боль!» в четверг.

При этом она отметила, что это количество в несколько раз меньше той нормы, которая рекомендована стране Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

«Если мы посчитаем потребность по рекомендации ВОЗ, ту потребность, которая есть только на онкологических пациентов, то мы должны завозить 82,6 кг препаратов в морфиновом эквиваленте», — пояснила Г.Кунирова.

Также, по ее словам, ощущается и нехватка форм анальгетиков, так как опиоиды в стране присутствуют только в виде инъекций и пластырей.

«У нас нет таблетированой формы этих препаратов. То есть препаратов, которые можно проглотить. Это растворы, таблетки, спреи и др. У нас есть только инъекционные морфины и фентаниловые пластыри. Но из-за того, что страновая квота маленькая, на тот же фентанил, его завозится мало. И она не покрывает потребность», — пояснил Г.Кунирова.

Кроме того, она отметила, что следует проводить работу и с самими врачами, так как зачастую онкологические больные не могут получить положенные себе лекарства.

«Наши врачи сами страдают опиоидофобией. Они боятся назначать такие препараты. Они не понимают разницы между реальным наркоманом – тем человеком, который принимает их для удовольствия, и человеком, который страдает от боли, который не наркоман, он просто борется с болью, и, разумеется, у него тоже появляется привыкание. И в итоге ему приходится эту дозу повышать, но это не значит, что он стал наркоманом», — заявила Г.Кунирова.

Также, по мнению ее мнению, в этом поле существует проблема и с аптеками, реализующими наркотические анальгетики.

«Аптеки не хотят, из-за того что слишком сильный контроль со стороны МВД. То есть такие нормы, прописанные в приказах, что в случае, если в аптеке есть опиоидные препараты, то они обязаны иметь железную дверь, список, и др. Аптеки частные в итоге не хотят связываться с наркотическими препаратами. Они будут продавать что угодно, но только не их. Мы об этой проблеме говорим уже третий год, но пока не сдвинулись», — заключила она.