Актау. 28 ноября. КазТАГ – Численность устюртских сайгаков сократилась за 3 года почти в 3 раза, сообщили мангистауском филиале Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана (АСБК).
По информации экологов, в 2013 году на Устюрте насчитывалось 5 тыс. 400 голов сайгаков, в 2014 году их число сократилось до 1 тыс. 700 голов, в 2015 году насчитывалось уже 1 тыс. 270 голов сайгаков, в этом году – 1 тыс. 900 голов сайгаков.
«Зимой сайгаки мигрируют в Узбекистан. 150 километров забора проходит через ареал устюртской популяции сайгаков. Из-за протянутых на границе восьми рядов колючей проволоки высотой 1,7 метра животные вынуждены оставаться в неоптимальных для них местах обитания, поскольку сайгаки не могут преодолеть забор в зимнее время и вернуться на север до наступления лета. Это приводит к сокращению численности популяции», — отметил координатор программы АСБК Альберт Салемагреев.
Он добавил, что после рекомендации в 2013 году специалистов зарубежных экологических институтов пограничная служба КНБ РК демонтировала три нижние нити проволоки через каждый километр между двумя столбами в районе обитания сайгаков. Создано 125 участков для перехода сайгаков.
Еще одной преградой на пути миграции устюртской популяции сайгаков эксперты называют новую железнодорожную ветку Бейнеу – Шалкар. По словам А.Салемагреева, после появления колючей проволоки на границе и железной дороги через плато Устюрт сайгаки практически перестали мигрировать за пределы Казахстана.
«По результатам авиаучета, проведенного весной текущего года, общая численность сайгаков в 2016 году составила 108 300 особей: бетпакдалинской популяции – 36 200, уральской – 70 200 и устюртской – 1900 особей. Осенью мы провели отлов и спутниковое мечение сайгаков. На 12 животных были установлены спутниковые ошейники, что позволяет изучать маршрут и особенности передвижения сайгаков. Знание точных мест их обитания – один из ключевых моментов в работе по борьбе с браконьерством», — рассказал координатор программы.
В свою очередь председатель мангистауского филиала АСБК Адильбек Козыбаков считает, что по борьбе с браконьерством необходимо предусмотреть меры материального стимулирования инспекторов и егерей, а также граждан, способствовавших поимке браконьеров.
«При этом нагрузки на бюджет не будет абсолютно, если премиальные выплаты предусматривать из исковой суммы возмещения вреда, причиненного животному миру, то есть за счет браконьеров или их родственников. Речь идет не о штрафе, который налагается в качестве наказания за нарушение закона, а именно о сумме, которая определяется как материальный ущерб, подлежащий возмещению», — пояснил он.
А.Козыбаков отметил, что «для внедрения этого механизма, который эффективно применялся в советскую эпоху, необходимо будет внести соответствующие поправки в законодательство».