Карликовому государству очень трудно попасть в поле внимания мировых лидеров. Февральский виток информационно-политических страстей вокруг попытки государственного переворота в Черногории 16 октября 2016 года – это желание Мило Джукановича, фактического правителя страны в течение четверти века, попасть в НАТО и Евросоюз. Политическому лидеру это нужно в качестве гарантий личной безопасности, ибо в Италии давно ведется судебное расследование его связей с тамошней мафией. Лучше всего сегодня продаются спекуляции на почве российской угрозы, поэтому от них и оттолкнулись.
Черногория необычная страна даже по меркам Балканского полуострова, где удивить экзотикой весьма непросто. Когда Османская империя находилась на пике своего могущества, она не контролировала Черногорию – свой протекторат – в военном отношении (только небольшой гарнизон в юго-восточной части государственного образования). По Сан-Стефанскому мирному договору, ознаменовавшему окончание Русско-турецкой войны 1877-78 гг., Черногория резко увеличила свою территорию за счет бывших турецких владений. А по Берлинскому трактату 13 июля 1878 года была признана 27-ым суверенным государством тогдашнего мира.
Второй раз независимость Черногории провозглашена 3 июня 2006 года, после референдума о выходе из союзного государства с Сербией. Новейшая история этого государства неразрывно связана с Мило Джукановичем. Социалистическая Республика Черногория в составе социалистической же Югославии с 31 января 1946 года. В возрасте 26 лет Джуканович был избран в состав ЦК Союза коммунистов Югославии (единственной на тот момент легальной политической партии страны). То есть он реально уникум по скорости политической карьеры.
Поначалу Мило Джуканович являлся соратником сербского политика Слободана Милошевича и пользовался его поддержкой. В период агрессии НАТО 1999 года против Югославии (на тот момент состоящей из Сербии и Черногории) Джуканович предал Милошевича, переметнувшись в лагерь Запада. За это натовские самолеты территорию собственно Черногории не бомбили. Милошевич, в свою очередь, предал сербских военнослужащих, которые готовились к отражению наземной натовской операции, но ее не последовало. Потому что Слободану Милошевичу Запад пригрозил отъемом активов его семьи и ближайшего окружения, если тот не прекратит сопротивление, и он сдался.
Если Слободан Милошевич кончил свои дни в гаагской тюрьме, то Мило Джуканович остается фактическим правителем независимой Черногории. Он может занимать разные должности – президента, премьер-министра, лидера Демократической партии социалистов (ДПС), однако по факту остается полновластным правителем страны с населением в 625 тысяч человек.
Вороватость и криминальные наклонности необходимо компенсировать политической лояльностью Западу – этот посыл Джуканович усвоил давно и четко. Ему реально трудно пришлось в период, когда над Сербией фактически устроили геополитическое изнасилование, лишив ее выхода к морю. Официально считается, что сербы составляют 32% населения Черногории. Однако черногорский язык является диалектом сербского, черногорцы и сербы столетиями воевали рука об руку с общими врагами и в анкетах при указании этнической принадлежности массово используются записи в виде «черногорец, серб» или «серб, черногорец». Мило Джукановича все это не остановило и он заявил о курсе на вступление в НАТО, хотя опросы населения дают более 70% противников такого шага. Тут еще новый глава Белого дома Дональд Трамп настроен к нынешнему состоянию Североатлантического альянса явно скептически и нужно как-то привлекать к данной структуре внимание.
В период союзной Югославии Черногория являлась дотационной республикой, однако с получением независимости смогла найти себе нишу на международном туристическом рынке. С точки зрения национальных интересов стране больше подошел бы формат нейтрального внеблокового государства. Вместе с тем, Черногория далеко не единственная страна планеты, где государственные интересы и интересы политических лидеров не совпадают.
Согласно докладу итальянского прокурора Джузеппе Шелзи (409 страниц) Мило Джуканович официально назван главным боссом всей черногорской мафии. В 90-ые годы прошлого века из черногорского порта Бар в итальянский Бари еженедельно переправлялось по несколько тонн нелегальных сигарет. Европе данная контрабанда обходилась $6-8 млрд в год только в виде неполученных акцизов. Однако Джуканович в то время уже предал Слободана Милошевича и из Вашингтона в Рим слали депеши, чтобы итальянцы оставили лидера Черногории в покое.
На Балканах убийство государственных лидеров – это часть политической традиции. Достаточно вспомнить выстрелы в Сараево по эрцгерцогу Францу Фердинанду, послужившие поводом к началу Первой мировой войны или операцию «Тевтонский меч», когда 9 октября 1934 года в Марселе убили короля Югославии Александра I Карагеоргиевича и министра иностранных дел Франции Луи Барту. Поэтому ничего удивительного, что заговор против лидера в карликовом государстве, которое даже Эстония в два раза превосходит по населению, мог родиться в энергичных головах. Что-то вроде расправы с буяном, который достал уже всех на деревне и с деревенскими же методами разрешения конфликта (топором по голове и прикопать).
Мило Джуканович не только политик, но и глава самого богатого семейства страны. Официально на его личном банковском счету более $15 млн, а реально активов в десять раз больше. Жена и сын имеют отдельные впечатляющие состояния. Почему-то помощь в ликвидации переворота пришла из Сербии. Премьер-министр этой страны Александр Вучич в конце октября 2016-го сообщил, что сербские спецслужбы арестовали группу своих граждан, которые в координации с иностранцами готовили переворот в Черногории на время сразу после выборов.
Тогда историю с попыткой государственного переворота восприняли как предвыборный трюк, притом удачный. На выборах ДПС Джукановича получила 36 мест из 81. Черногорские власти тогда объявили в розыск через Интерпол двух россиян – Эдуарда Широкова (настоящая фамилия Шишмаков) и Владимира Попова. Кремлевского следа при этом найдено не было и к политическому руководству России претензий не предъявлялось.
В феврале тональность черногорских официальных лиц поменялась. Этому предшествовала публикация в английской прессе со ссылкой на анонимных источников, будто госпереворот в Черногории был санкционирован на высоком уровне в Москве. Затем 19 февраля спецпрокурор Миловое Катнич сообщил, что хотя обвинительное заключение по попытке госпереворота будет готово к середине апреля, следствие располагает доказательствами, что за планами свержения Джукановича стоят «националистические структуры из России». Отдельно прозвучал тезис о «замешанности российских государственных органов».
Предположение о том, будто Москва хочет получить себе причалы для подводных лодок бывшей Югославии на Адриатике, можно рассматривать лишь гипотетически. Лезть на западное побережье Балкан, когда даже с Украиной вопрос еще и решать и решать, как минимум недальновидно. Однако русские корни как таковые у проблемы имеются. Существенное количество российских коррумпированных силовиков приобрело в Черногории недвижимость и другие активы. Потом у них начались конфликты с местными полукриминальными и мафиозными структурами на почве отъема собственности. В этой связи и мог возникнуть план смены политических фигур в Черногории в интересах сохранения собственности, нажитой темными методами. Но все же это не уровень операций спецслужб или «фрилансеров» вроде Игоря Стрелкова – подход получился очень примитивный и на такой почве неудачный.
Поэтому когда глава российского МИД Сергей Лавров заявляет, что «не было решения президента, ближайшего президентского окружения, Совета безопасности, чтобы там переворот делать» – это правда. Но и русский след в попытке решить проблему с Мило Джукановичем тоже существует, ведь конфликтующие с черногорской мафией люди – выходцы из России. А вот станет ли Черногория членом НАТО – вопрос открытый. Италия, Германия, Франция и Дания раньше выступали против нового балканского союзника – криминальное и псевдодемократическое руководство страны их сильно смущает. Правда в НАТО окончательное решение принимается Вашингтоном, из-за чего нужно попасться на глаза Дональду Трампу. Информационное сопровождение попытки октябрьского госпереворота прошлого года в феврале этого хотя бы позволило Белому дому обратить внимание на маленькое и живописное во всех отношениях балканское государство.
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.