Алматы. 31 июля. КазТАГ – В столице Бахрейна Манаме состоялась встреча глав МИД Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и Египта, на которой была подтверждена необходимость выполнения Катаром 13 выдвинутых ему условий для начала какого-либо диалога и нормализации отношений, сообщает ТАСС.
«Арабские страны готовы к диалогу, если Катар выразит желание выполнить требования. Катар должен ответить на 13 требований, направленных на укрепление усилий в борьбе с терроризмом», — заявил в воскресенье министр иностранных дел Бахрейна Халед бен Ахмед аль-Халифа по результатам встречи глав МИД в Манаме.
Как отмечается, «четверка» подтвердила, что первоочередными требованиями остаются «прекращение поддержки терроризма и его финансирования и отказ от вмешательства во внутренние дела других стран».
По мнению шейха Абдаллы бен Заида аль-Нахайяна, «все меры, принимаемые четырьмя арабскими странами в отношении Дохи, соответствуют нормам международного права». Он отметил, что «квартет» делает все возможное, чтобы «ограничения, введенные против Дохи, в наименьшей степени отражались на подданных Катара».
Глава МИД Египта Самех Шукри отметил, что выполнение Катаром 13 требований «требует механизма контроля и мониторинга». Он также опроверг появившуюся ранее в СМИ информацию о якобы сокращении списка условий, выдвинутых эмирату арабскими странами.
Напомним, 5 июня четыре арабские страны заявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром, обвинив страну в поддержке терроризма и вмешательстве в их внутренние дела, за этим последовали экономические санкции и транспортная блокада эмирата, к ним присоединился еще ряд государств.
Позднее «квартет» сформировал список требований, которые в Дохе посчитали невыполнимыми и призвали пересмотреть. Среди них закрытие телеканала Al Jazeera, отказ от военного сотрудничества с Турцией и понижение дипломатических отношений с Ираном.
Спустя месяц на встрече в Каире главы МИД арабских стран озвучили 6 принципов, которым должен следовать эмират для разрешения кризиса, основное из них — прекращение поддержки терроризма, в том числе финансовой.
Кроме того, «четверка» настаивает на том, что Катар должен отказаться от вмешательства в дела соседних государств, распространения экстремизма, доказать приверженность достигнутым ранее договоренностям в рамках совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и поддержать декларацию по результатам арабо-исламо-американского саммита в Эр-Рияде, а также присоединиться к международным антитеррористическим усилиям.
11 июля госсекретарь США Рекс Тиллерсон подписал в Дохе двусторонний меморандум о взаимопонимании по противодействию финансированию терроризма. Этот шаг арабские страны посчитали недостаточным, призвав обеспечить гарантии выполнения своих обязательств Дохой.
20 июля эмир Катара издал указ о внесении поправок в закон о борьбе с терроризмом, что в ОАЭ восприняли как «шаг в позитивном направлении». В своем первом с начала кризиса публичном выступлении шейх Тамим бен Хамад аль-Тани отверг обвинения в поддержке терроризма, подчеркнув, что Доха «всеми возможными путями борется с террором и получила за свои усилия в этом направлении международное признание».
Как отмечают региональные наблюдатели, несмотря на серию визитов глав внешнеполитических ведомств Великобритании, Германии, Франции, США, а также президента Турции, позиции стран сблизить до сих пор не удалось.
Во время встреч с аравийскими лидерами дипломаты указывали на необходимость совместной борьбы с терроризмом, его финансированием и неизменно выражали поддержку эмиру Кувейта — посреднику в разрешении разногласий в ССАГПЗ.
По мнению экспертов, о непримиримости позиции арабских стран к Катару говорит расширение «террористического списка» лиц и организаций, якобы связанных с эмиратом, что в Дохе назвали «новым ультиматумом», который «блокирует урегулирование кризиса».