Алматы. 4 декабря. КазТАГ – Владимир Радионов. Недаром говорят, что одна смерть – это одна трагедия, а 100 смертей – это статистика. Мало что говорящей и к тому же неполной статистикой по уровню детской смертности отделались от нас в управлении здравоохранения (УЗ) Алматы.
«По итогам 10 месяцев 2017 года целевой уровень показателя младенческой смертности по месту смерти по г. Алматы достигнут», — такой ответ мы получили из УЗ Алматы на просьбу прокомментировать невнятные цифры о младенческой смертности, прозвучавшие в конце ноября на международной научно-практической конференции «Эффективные перинатальные технологии».
Сразу оговоримся, что в ответе горздрава нет ни одной абсолютной цифры, все показатели указаны в промилле (количестве случаев на 1000). Что касается величины самого целевого показателя, то он в ответе за подписью исполняющего обязанности руководителя ведомства Нуржана Исабекова не обозначен вовсе.
Впрочем, данным целевым показателем мы не интересовались. Мы просто попросили прокомментировать невнятные цифры о детской смертности в мегаполисе, прозвучавшие в конце ноября на международной научно-практической конференции «Эффективные перинатальные технологии». Невнятными эти цифры являются потому, что выступавшая с сообщением руководитель отдела охраны здоровья матери и ребенка УЗ Алматы Асель Бисенбаева отказалась их комментировать. Она посоветовала обратиться с запросом, а дама, представившаяся как «организатор конференции», сказала нашему корреспонденту, что цифры эти – «рабочие», «промежуточные», были приведены для сведения собравшихся специалистов и для журналистских ушей вроде как совсем не предназначались.
Но тем не менее, коль они прозвучали, мы их все же приведем. Так, за 10 месяцев 2017 года в Алматы родилось 36 578 детей, показатель младенческой смертности составил 6,4 промилле (6,4 смертей на 1 тыс. родившихся живыми). В запросе мы попросили привести сравнительные данные этого показателя с показателем за аналогичный период предыдущего года, а также республиканским.
В ответе УЗ подтверждается, что показатель младенческой смертности в Алматы составляет 6,4 промилле, а республиканский – 8 промилле. Что же касается сравнения с 2016 годом, то за 10 месяцев прошлого года это показатель равнялся 6,3 промилле. Рост в УЗ назвали «незначительным изменением» и связали с «уменьшением количества родившихся детей». При этом, повторимся, в ответе нет ни одной абсолютной цифры, только доли. Ну, мы люди грамотные, провели нехитрые арифметические подсчеты и получили, что за 10 месяцев текущего года умерло 234 младенца. Много это или мало и хороший ли это показатель – судите сами. Данных о количестве новорожденных за 10 месяцев 2016 года в ответе не приведено.
Зато в ответе УЗ содержится пара приличных абзацев, рассказывающих о работе по профилактике и снижению детской смертности. Но в них нет информации ни о том, как конкретно улучшается обслуживание рожениц на уровне первичной медико-санитарной помощи, как повышается здоровье будущих мам или как усиливаются службы родовспоможения. Лишь очередное обезличенное: «мероприятия по снижению младенческой смертности осуществляются в рамках реализации Дорожной карты повышения эффективности работы и внедрения интегрированной модели службы родовспоможения и детства по городу Алматы на 2016-2019 годы, Оперативного плана по снижению младенческой и материнской смертности».
Прочитав сию неудобоваримую цитату, остается прокомментировать ее словами профессора Преображенского из «Собачьего сердца» Булгакова: «Кто на ком стоял? Потрудитесь излагать ваши мысли яснее».