Алматы. 27 февраля. КазТАГ — В лечении гемофилии Казахстан возвращается к уровню 2004 года, утверждает президент Казахстанской ассоциации инвалидов — больных гемофилией Тамара Рыбалова.
«Мы не думаем, что в 2018 году наша страна находится в таком бедственном положении, что не может обеспечить лекарствами 1 тыс. своих граждан (больных гемофилией – КазТАГ). Ведь экономическое положение 2003 года не подлежит никакому сравнению с 2018 годом, но в лечении гемофилии мы возвращаемся к уровню 2004 года», — сказала Т. Рыбалова на пресс-конференции во вторник, комментируя итоги тендера по закупу лекарств для больных гемофилией.
По ее словам, пациентов просто оставили без жизненно важных препаратов.
«На тендере победил только один производитель – «Баксалта – Казахстан» (Baxter). В результате закупается только один препарат — фактор VIII Иммунат, который может вызывать кардиологические проблемы и гипертензию. Тогда как по спецификации, утвержденной минздравом РК в августе 2017 года, должны были закупаться препараты хотя бы четырех производителей плазматических факторов крови VIII, двух производителей рекомбинантного фактора VIII и двух производителей фактора IX», — уточнила Т. Рыбалова.
Также, по ее словам, не закуплены все необходимые препараты для лечения пациентов с гемофилией «В» и болезнью фон Виллебранда, а антиингибиторный комплекс, необходимый для больных ингибиторной формой гемофилии, вообще не вошел в перечень закупаемых препаратов.
«По результатам тендерных закупок видно, что минздрав пытается максимально сократить расходы. Но лишение врача и пациента права выбора препарата приведет к росту ингибиторных форм гемофилии и многократному увеличению расходов на ее лечение», — уверена Т. Рыбалова.
Обращение ассоциации о допущенных недостатках при проведении тендера и требованием их устранения направлено в министерства здравоохранения, труда и соцзащиты, а также в мажилис парламента РК.
«Результаты тендера не соответствуют никаким изданным ранее приказам министерства здравоохранения, постановлениям правительства. Без препаратов человек с гемофилией жить не может. Да, эта болезнь редкая, но социально значимая, жизненно угрожающая, а препараты дорогостоящие. (…) Но гемофилия – социальная проблема любого государства, и всем государствам приходится ее решать. Никто еще в мире не назначил цены человеческой жизни, так как ее вообще нет», — говорится в обращении.