Мажилис в первом чтении одобрил поправки по вопросам венчурного финансирования

Астана. 23 мая. КазТАГ — Оксана Скибан. Депутаты мажилиса парламента РК на пленарном заседании палаты одобрили в первом чтении проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам рискового (венчурного) финансирования».

«Главная цель рассматриваемого сегодня законопроекта. Первое, создать правовую базу для развития венчурного финансирования, в том числе путем внедрения в казахстанское право новых договорных конструкций и инструментов. Второе, дополнить систему государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности мерами по софинансированию казахстанских венчурных фондов», — сказал министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек в среду.

По его словам, законопроект разделен на два блока.

«Первый блок поправок закладывает правовую основу деятельности венчурных фондов. В частности, предусмотрено введение дополнительных понятий, являющихся особенностью венчурного финансирования. Это венчурный фонд, венчурное финансирование, венчурный управляющий. Главным признаком венчурного фонда является аккумулирование денег и иного имущества и осуществление деятельности только по венчурному финансированию. Устанавливаются формы, в которых могут создаваться венчурные фонды. Это АО, хозяйственные товарищества, а также простые товарищества без образования юридического лица», — отметил глава ведомства.

Кроме того, по его словам, устанавливаются требования к количеству участников венчурного фонда.

«Их должно быть не менее двух. Также устанавливаются требования к венчурному управляющему. Это должно быть юридическое лицо. Оно одновременно должен быть участником фонда. Устанавливаются наряду с этим запрет для венчурных фондов рекламировать свою деятельность среди широких слоев населения. Вводятся новые формы соглашений, которые могут заключать венчурные фонды и их портфельные компании. Это акционерное соглашение для венчурного фонда в форме АО или соглашение об осуществлении прав участников в случае, когда венчурный фонд учрежден в форме хозяйственного товарищества», — пояснил министр.

Как он добавил, данными соглашением участники фонда могут договариваться между собой для выстраивания единой тактики инвестирования, голосования и согласовывать другие условия управления активами фонда.

«Кроме того, венчурные фонды и портфельные компании смогут заключать опционный договор и соглашение об опционе (…). Также предоставляется возможность включать в договоры положения о заверениях и гарантиях, нарушение которых дает право инвестору требовать расторжения договора и возмещения убытков. Это все те особые договорные инструменты и конструкции, которые используются при венчурном финансировании, но в настоящее время не урегулированы гражданским законодательством», — подчеркнул Ж. Касымбек.

Он отметил, что второй блок поправок призван дополнить меры государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности новым механизмом государственного софинансирования в венчурные фонды.

«Они предусматривают включение венчурного фонда в качестве элемента индустриально-инновационной инфраструктуры; возможность софинансирования государством венчурных фондов через институты развития и другие национальные компании. Конкретный перечень институтов развития и других компаний квазигосударственного сектора, которые вправе будут софинансировать венчурные фонды будет утверждаться уполномоченным органом в области господдержки индустриально-инновационной деятельности совместно с уполномоченным органом соответствующей отрасли», — проинформировал министр.

По его данным, отдельно предусматривается, что при осуществлении госаудита и финансового контроля предоставления и реализации мер господдержки в виде софинансирования венчурных фондов учитываются весь портфель софинансируемого венчурного фонда в целом.

«Данный блок поправок также включает изменения и дополнения в предпринимательский кодекс уточняющего и технического характера. От принятия законопроекта мы ожидаем: стимулирование возникновения частного рынка венчурного капитала; развитие собственной экосистемы разработчиков цифровых и других инновационных решений; повышение инновационной активности реального сектора; привлечение иностранных инвестиций; приток интеллектуальных ресурсов», — перечислил глава МИР РК.

В заключение он отметил, что этот законопроект – еще один очень «важный шаг для привлечения внутренних и иностранных инвестиций в инновационную деятельность».