Издание Asia Sentinel опубликовало статью Джона Бертельсена под названием «Rogue Bank Helped Fleeing Kazakh Fugitives Launder Millions» — «Нечистоплотный банк помог скрывающимся от правосудия казахским беглецам отмыть миллионы».
В предисловии к ней говорится так: «Бесславное финансовое учреждение FBME Bank Ltd., базирующееся в Танзании и осуществляющее свою деятельность главным образом на Кипре, сыграло важную роль в деле Виктора Храпунова, а именно — помогло бывшему мэру прежней столицы Казахстана Алматы и его семье отмыть сотни миллионов долларов в виде украденных государственных денег. Такой вывод проистекает из содержания документов, которые рассматриваются федеральными судами в Соединенных Штатах.
Казахстанские прокуроры преследуют Виктора и его жену Лейлу, а также других членов семьи Храпуновых с 2011 года, то есть с тех пор, как они еще до предъявления обвинений сбежали из Алматы в Швейцарию в зафрахтованном российском самолете, который, как утверждалось, был загружен тоннами ювелирных изделий, золота, картин и других украденных богатств. В настоящее время они скрываются в Швейцарии, а прокуроры преследуют их в судах по всему миру».
В первой половине нынешнего десятилетия два бывших высокопоставленных казахстанских акима — Виктор Храпунов и Бергей Рыскалиев — были объявлены в международный розыск по линии Интерпола в связи с обвинениями в совершении тяжких и особо тяжких коррупционных и экономических преступлений, а также в организации преступной группы и злоупотреблении полномочиями. Кроме того, второго из них подозревают в пособничестве терроризму.
Но в свое время это были высокопоставленные государственные чиновники и уважаемые в обществе люди. Виктор Храпунов возглавлял акиматы города Алматы и Восточно- Казахстанской области. Потом ему доверили руководство министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. А Бергей Рыскалиев был акимом города Атырау и Атырауской области. Оба они, едва покинув руководительские кресла, сразу же оказались за границей. Уголовные дела в отношении них были возбуждены несколько позже. Виктор Храпунов был объявлен в международный розыск 8 февраля 2012 года, а Бергей Рыскалиев – 25 января 2013 года. Но ни тот, ни другой еще самолично не предстал перед судом. Согласно обвинениям, выходит, что они нанесли государству ущерб на миллиарды и миллиарды тенге. Речь в данном случае идет главным образом о коррупции. Обнаружение коррупционного увода (если он действительно имел место) финансовых средств гигантских размеров постфактум вовсе не красит государство. Конечно, коррупция живуча. Но ведь для того и существует государство с его органами, чтобы коррупционные поползновения пресекались, если не заблаговременно, то хотя бы своевременно. А то у нас, бывает, берутся за дело уже тогда, когда «иных уж нет, и те далече».
Вон, западная печать удивляется, что администрация города Алматы своему бывшему мэру Виктору Храпунову только в мае 2014 года предъявила иск, тогда как он покинул означенный пост за 10 лет до того, в 2004 году. В случае же Бергея Рыскалиева и его команды хватились, конечно же, быстрее. Но все же не настолько быстро, чтобы основные фигуранты дела – сам Бергей Рыскалиев и его брат Аманжан Рыскали – были приведены к суду.
Параллельно в прессе и общественном мнении отмечается хождение разговоров о том, не являются ли подобные коррупционные скандалы следствием обострившейся борьбы внутри казахстанской элиты. Предположения такого рода при аналогичных случаях имеют место быть не только в самой стране, но и за рубежом. Причем некоторые из них исходили из уст очень серьезных и ответственных людей. Так, к примеру, в депеше, написанной бывшим в свое время послом США в Казахстане Ричардом Хоугландом и обнародованной сайтом WikiLeaks, на этот счет дается кое-какое представление. Оно, наверное, может рассматриваться как достаточно беспристрастное. «Коррупция имеет эндемический характер среди казахстанских чиновников. [О]ни воруют прямо из общественного корыта», — писал он в телеграмме, которая изображает ведущуюся у нас в стране «борьбу с коррупцией» всего лишь как «орудие сведения счетов внутри правящих кругов». Если согласиться с конфиденциальным докладом посла США Р. Хоугланда своему правительству, придется признать допустимым предположение о том, что проводимая при большой гласности кампания «борьбы с коррупцией» может оказаться «сведением счетов внутри правящих кругов» в политической борьбе.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.