Торг с Вашингтоном завершился

На прошедшем саммите НАТО подведен промежуточный итог политического торга Вашингтона и Анкары по вступлению Швеции в состав блока

«Шведский» кейс с самого начала рассматривался Турцией как рычаг в политическом торге с США. При этом Швеция не имела никакого стратегического значения для НАТО – страна и так со всех сторон окружена блоком. А потому промедление с принятием Швеции с точки зрения Анкары не несло никаких стратегических рисков.

Интересно отметить, что политические элиты Швеции через провокации с сожжением Корана и блокирование выдачи Турции курдских активистов всячески пытались сорвать, либо как минимум отложить вступление в альянс. Не помогло. Анкара дала предварительное согласие на вступление Стокгольма в блок. Парламент Турции проголосует соответствующим образом осенью, как только закончатся парламентские каникулы. К тому времени и Вашингтон с Брюсселем должны будут выполнить свои обязательства перед Эрдоганом.

Условия Турции по вступлению Швеции в альянс достаточно жесткие:

— Стокгольм обязуется выдать Анкаре активистов Рабочей партии Курдистана, обвиняемых в терроризме, а также блокировать работу курдских общественных организаций;

— Швеция снимает все ограничения по поставкам вооружений, а также и трансферу военных технологий в Турцию;

— Вашингтон дает «зеленый свет» сделке по продаже Турции 40 самолетов Ф-16 последних модификаций, плюс опцион на модернизацию еще 80 машин ранее уже проданных Анкаре;

— США и ЕС снимают все экономические санкции, ранее наложенные на Турцию;

— Брюссель реанимирует программу по вступлению Турции в Европейский Союз;

До вступления Турции в ЕС Брюссель запускает процедуру снятия части таможенных барьеров в отношении турецких производителей, а также рассмотрит вопрос введения безвизового режима для граждан Турции.

Также прошел вброс о предоставлении со стороны Международного валютного фонда кредита на поддержание текущего платежного баланса Турции в размере 11-12 млрд. долларов. Понятно, что без команды из Вашингтона МВФ подобных шагов не предпринял бы. Перед Анкарой стоит задача срочной стабилизации курса турецкой лиры, и Эрдоган рассчитывает в этом вопросе на Запад.

Таким образом, на данном этапе Реджеп Эрдоган продемонстрировал внешнеполитическую гибкость и эффективность – партнеры по НАТО были вынуждены пойти на уступки по принципиальным вопросам:

Восстановление нормального взаимодействия с западными инвесторами рассматривается Анкарой как способ остановить девальвацию турецкой лиры. Данный процесс вряд ли удастся купировать в краткосрочной перспективе. Турция на протяжении десятилетий имеет внешнеторговый дефицит, который ранее компенсировался профицитом платежного баланса. ЕС вкладывался в размещение на территории Турции сборочных производств в силу относительной дешевизны рабочей силы. После попытки государственного переворота в 2016 году этот поток инвестиций был заблокирован.

Реализация соглашения с ЕС гипотетически решает и внутриполитические задачи – понижает общий уровень протестных настроений за счет эмиграции. Значительная часть населения Турции нацелена на трудовую эмиграцию в страны ЕС, а потому для Анкары успехом будет даже не вступление в сам ЕС, а всего лишь введение безвизового режима поездок. По самым скромным оценкам в числе эмигрантов может оказаться до 6-7 миллионов человек – преимущественно, молодых, либерально настроенных противников Эрдогана. Воспользуются «безвизом» и мигранты из Сирии и Ирака, которые уже получили турецкое гражданство. Для части правых турецких партий арабские мигранты выступали раздражителем. Теперь и они смогут эмигрировать в ЕС.

Доступ Турции к шведским технологиям потенциально очень важен. Анкара реализует целый ряд военных программ, и в рамках одной из них – создания собственного истребителя пятого поколения, — могли бы пригодиться шведские наработки по авиационным двигателям и электронике. Не менее интересны и шведские решения по развитию неатомных подводных лодок, считающиеся одними из наиболее технологичных в мире.

Таким образом, общий знаменатель обещаний со стороны Вашингтона и Брюсселя гипотетически способен закрыть все потребности по экономическому и технологическому развитию Турции на несколько лет (до 2030-2035 годов включительно) вперед.

Главный риск для Реджепа Эрдогана – ревизия Западом данных обещаний сразу после того, как парламент Турции осенью ратифицирует вступление Швеции в альянс. Ранее Анкара уже имела негативный опыт взаимодействия и с США, и с ЕС.

Так, например, Турция с 1987 года подала заявку на вступление в Европейский союз, а в 1999 году стала официальным кандидатом. За это время процедуру присоединения прошли даже Эстония, Латвия, Литва, Болгария с Румынией – хотя их экономические показатели существенно ниже турецких. Украина в прошлом году также получила обещания скорого вступления в Евросоюз, при всем том, что вообще не соответствует критериям членства в организации.

Проблема Анкары в том, что одобрение вступления Швеции в блок – это разовая акция. Поэтому все встречные обещания должны быть выполнены до этого момента. Какие параметры сделки с Вашингтоном Анкара считает ключевыми, а какие может принести в жертву?

Очевидно, что ключевой момент – это получение Турцией модернизированных Ф-16. Однако сам процесс передачи самолетов займет несколько лет. Равным образом и модернизация еще 80 машин, находящихся на территории страны, также потребует несколько лет. И в любой момент политическая элита США может блокировать передачу как самих машин, так и запчастей.

Вступление в ЕС также будет растянуто на несколько лет. В этом вопросе для Анкары принципиально важен диалог по снятию таможенных барьеров, а также получение «безвиза» для либеральной части населения. При выполнении таких параметров сделки можно будет и не форсировать само юридическое вступление в Евросоюз.

Дополнительных рычагов воздействия на ЕС у Анкары немного: блокирование транзита газа из Азербайджана, России и Ирана, а также новая попытка перенаправить в Европу несколько миллионов беженцев с ближнего и Среднего Востока, которые сейчас осели в Турции.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.