Астана. 16 августа. КазТАГ – Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев анонсировал поправки по вопросам банкротства после заявления депутатов мажилиса парламента о «пещерной» налоговой политике Казахстана, передает корреспондент агентства.
«В рамках разработки, в соответствии с планом законопроектных работ правительства на 2018 год, проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства» планируется рассмотреть вопрос исключения пп. 3) п. 2 ст. 11 закона в части обязанности должника по обращению в суд с заявлением о признании его банкротом», — сообщил Б. Сагинтаев, отвечая на запрос группы депутатов мажилиса.
По его словам, на сегодняшний день процедуру банкротства проходят 3798 должников, сумма их задолженности составляет около Т5 трлн, из которых погашено Т54,6 млрд или 1,1 % от всей задолженности.
«В целом, за последние 3 года через процедуру банкротства ликвидировано порядка 4 тыс. предприятий и списана задолженность в размере Т1,3 трлн. При этом основная доля списанной задолженности банкротов в размере около Т627 млрд или 49 % приходится на кредиторов по гражданско-правовым обязательствам, то есть субъекты предпринимательства, которые также несут убытки в связи с банкротством контрагента-должника. В этой связи, в целях защиты законных имущественных интересов кредиторов нормами Гражданского кодекса РК и закона («О реабилитации и банкротстве» – КазТАГ) предусмотрена субсидиарная (дополнительная) ответственность учредителя (участника) и (или) должностного лица банкрота», — пояснил премьер.
Он заверил, что привлечение учредителя или должностного лица банкрота к субсидиарной ответственности не противоречит требованиям п. 2 и 3 ст. 44 Гражданского кодекса.
«В целом, норма о субсидиарной ответственности учредителя за совершение преднамеренного или ложного банкротства должника впервые введена законом РК от 21 января 1997 года «О банкротстве», в связи с чем, привлечение учредителя к субсидиарной ответственности по обязательствам банкрота на данный момент не является новшеством. Кроме того, введение института субсидиарной ответственности в процедуре банкротства также отражено в положениях руководства для законодательных органов по вопросам законодательства о несостоятельности, подготовленного комиссией ООН по правам международной торговли UNSITRAL. Согласно ч. 2 руководства для законодательных органов в законодательстве о банкротстве рекомендуется предусмотреть возможность возмещения лицами, связанными с несостоятельным должником, убытков или ущерба, причиненного кредиторам должника по результатам их действий», — отметил глава кабмина.
Кроме того, по его словам, только участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены Гражданским кодексом РК и законом о товариществах.
«Одним из исключений является субсидиарная ответственность учредителя (участника) банкрота в случае совершения им преднамеренного или ложного банкротства», — сообщил Б. Сагинтаев.
Напомним, 21 июня депутаты мажилиса парламента РК от фракции «Ак жол» заявили, что требования о привлечении учредителей ТОО к оплате долгов товарищества противоречат не только Гражданскому кодексу, но и ст. 2 профильного закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Но, по словам мажилисменов, только в Казахстане «налоговики додумались, вопреки рыночным законам «пристегнуть» субсидиарную ответственность к ТОО». Как отметили депутаты, «это оригинальное «изобретение» придает крайне неприглядную, «пещерную» окраску» казахстанской налоговой политике «и говорит о непонимании природы предпринимательства».