Последнее решение суда о возврате осужденного по делу о драке у бара «Чукотка» Кузнецова в тюрьму незаконны – адвокат

Алматы. 17 августа. КазТАГ — Последнее решение суда о возврате осужденного по делу о драке у бара «Чукотка» Александра Кузнецова в тюрьму незаконны, считает его адвокат Алма Мусина.

«Ознакомилась с постановлением Алматинского областного суда об отмене замены наказания (ЗМН) Александру Кузнецову на штраф», — пишет А.Мусина на своей странице в Facebook в пятницу.

По ее словам, суд в своем постановлении основанием для отмены приводит следующие доводы: «формально Кузнецов подпадает под ЗМН, но выводы суда первой инстанции преждевременны, основаны без учета мнения потерпевшего, которому преступными действиями осужденного был причинен как материальный, так и моральный вред».

«Суд апелляционной инстанции подтверждает, что суд первой инстанции все-таки законно вынес свое решение о замене наказания, раз говорит, что Кузнецов подпадает под ЗМН и суд мог принимать такое решение, а вот доводы суда апелляционной инстанции, о том, что суд первой инстанции не учел мнение потерпевшего, считаю, не соответствуют требованиям закона. Ни в каком законе, кодексе, нормативном акте нет требований о том, что необходимо учитывать мнение потерпевшей стороны при замене неотбытой части наказания на более мягкий вид наказания. А материальный и моральный вред, как известно, приговором суда не взыскан», — поясняет она.

Далее, как отмечает адвокат, суд ссылается на два дисциплинарных взыскания, которые А.Кузнецов получил, когда находился еще в учреждении ЛА-155/1 (СИ-1) г.Алматы в период судебного разбирательства в Алматинском городском суде. Эти два взыскания погашены и согласно п.9 нормативного постановления ВС РК (о судебной практике условно-досрочного освобождения и замены назначенного наказания более мягким видом наказания) не могут учитываться судом, подчеркнула А.Мусина.

Также, как она уточнила, суд, делая ссылку на погашенные взыскания, указывает, что один из них был за хранение запрещенного предмета КРП (колюще-режущего предмета) и делает вывод что А.Кузнецов желает при себе иметь запрещенный законом предмет.

«Хочу пояснить, что изъятие КРП у Кузнецова было еще в период его нахождения в СИ-1 г.Алматы. Тогда из пояснений Кузнецова следовало, что ему из-за личных неприязненных отношений сотрудник учреждения подкинул то ли ложку, то ли лезвие от бритвы (…), после чего составил акт. Но сейчас уже это не докажешь. Суть в том, что эти взыскания в любом случае погашены и в соответствии с требованиями НП ВС РК суд не вправе ссылаться на них», — поясняет А.Мусина.

Далее, с ее слов, Апелляционный суд приходит к выводу, что «социальная справедливость как цель наказания не восстановлена – причиненный потерпевшему вред не возмещен».

«Как все помним потерпевшие требовали с А.Кузнецова 3 квартиры, 2 машины (марки Jeep) и Т19,5 млн. В суде первой инстанции с А.Кузнецова в пользу Д.Мураткалиева взыскали Т100 тыс. морального вреда, однако приговор первой инстанции был отменен. Приговором же городского суда с осужденного А.Кузнецова никакие денежные средства взысканы не были. Следовательно, суд не может требовать возмещения морального и материального ущерба, если они не взысканы и не определены их размеры. Моральный вред возмещается в денежной форме (ст.952 ГК РК). Как можно возмещать то, что не определено в размерах?», — утверждает адвокат.

«При таких обстоятельствах суд не может по этим основаниям отказывать Кузнецову в удовлетворении ходатайства о замене неотбытой части наказания на штраф», — подчеркнула А.Мусина.

Вместе с тем, как она отмечает, суд апелляционной инстанции не учел, что А.Кузнецов имеет 4 поощрения, III положительную степень поведения, характеризуется положительно, принимает активное участие в общественной жизни, выполняет все требования учреждения, сделал много нового и хорошего для учреждения, открыл спортивные секции, провел спартакиады, приобрел для учреждения книги, наладил работу магазина учреждения, помогал находящимся рядом осужденным, агитировал здоровый образ жизни и был награжден 9-ю похвальными грамотами за организацию и активное участие в мероприятиях, проводимых в учреждениях. Все доказательства выше перечисленного, в том числе фото и видео этих мероприятий, имеются в личном деле осужденного, изучены обеими инстанциями суда, заключает адвокат.

Напомним, драка у бара «Чукотка», в результате которой погиб Сырым Мураткалиев, произошла в марте 2015 года.

29 июня 2015 года суд первой инстанции признал А. Кузнецова виновным по ч. 1 ст. 104 (причинение смерти по неосторожности) УК РК и приговорил его к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.

29 октября 2016 года суд апелляционной инстанции отменил приговор и признал А. Кузнецова виновным по ч. 3 ст. 106 УК РК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) и приговорил его к 8 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.

2 июля 2018 года А. Кузнецов вышел на свободу. Суд заменил не отбытый срок – 5 лет лишения свободы на штраф из расчета 1 МРП за 4 дня лишения свободы, что составляет в сумме Т1 097 281. Однако 14 августа стало известно, что постановлением Капшагайского городского суда от 14 июня замена неотбытого наказания А. Кузнецова на штраф была отменена. Таким образом суд постановил вернуть мужчину в колонию для отбытия наказания по приговору суда.