Сразу же как автор этих строк должен заметить, что не испытываю особого восторга в отношении нынешней наступательной внешней политики Москвы и не питаю больших иллюзий по поводу перспектив Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Но вместе с тем меня не покидает ощущение, что те или иные шаги или инициативы России, воспринимаемые в штыки, прежде всего, бывшими социалистическими странами Балтийско-Черноморского региона, зачастую и по большому счету представляют собой попытки избавиться от закабаляющих пут бывших социалистических «братьев». Эти последние, занимая промежуточное положение между высокоразвитой Западной Европой и Российской Федерацией, Казахстаном, а также другими центрально-азиатскими республиками, добиваются того, чтобы в максимальной по возможности мере экономические связи западноевропейцев и постсоветских евразийцев осуществлялись через них самих, и стремятся на такой системе взаимоотношений строить свое благополучие.
И они, кстати, не делают из этого никакого секрета. Им желательно гарантированным образом получать с востока высоколиквидные сырьевые ресурсы в обмен на транзитные услуги и сбрасывать в обратном направлении ассортимент своих таких товаров, которые не конкурентоспособны на западноевропейском или ином рынке с высокими требованиями или вовсе не допускаются туда по тем или иным причинам. При любой попытке со стороны расположенных восточнее «братьев» по бывшему социалистическому лагерю поменять правила или условия в такой попахивающей колониальным произволом системе отношений они поднимают вселенский шум, апеллируя к помощи и поддержке Брюсселя (то есть Европейского Союза) и Вашингтона (иначе говоря, Соединенных Штатов). Приведем один банальный пример тому.
Газета New York Times в свое время опубликовала статью под названием «Russia’s Hybrid War» — «Гибридная война России».
В ней говорится так: «Германия, Франция и Великобритания рассматривают проект Nord Stream 2 как венчурный бизнес (то есть сопряженное с риском или просто рискованное предприятие); Польша, Словакия и Украина резко выступают против этого начинания.
Они заявляют, что оно позволит Москве избежать (или обойти) необходимость прокачки газа через Центральную Европу, лишит их доходов от транзита, а также наделит Москву возможностью перекрыть газовые поставки им без нанесения ущерба при этом своим потребителям в Западной Европе».
Варшава, Братислава и Киев, высказывая такие опасения, ссылаются на отсутствие насущной необходимости в прокладке «еще одного трубопровода в условиях, когда Nord Stream 1 используется лишь наполовину мощности». А раз так, то, мол, речь, в конечном итоге, может пойти о том, чтобы со временем вывести центрально-европейские страны из игры не только как транзитных посредников при поставках российского газа в Западную Европу, но и даже в качестве его потребителей. Такие опасения, кажется, не лишены основания. И вот почему.
Скажем, в 2015 году «Газпром экспорт» поставил в европейские страны 158,56 млрд. кубометров газа. Примерно 82% поставок из России приходится на долю государств Западной Европы и Турцию; 18% — центрально-европейских стран. В частности на западноевропейский и турецкий рынки было поставлено тогда 130,05 млрд. кубометров. В том числе на долю Турции приходится 27,01 млрд., а стран Западной Европы – 103,4 млрд.
Турецкий рынок большую часть потребляемого им российского газа получает по трубопроводу «Голубой поток» мощностью 16 млрд. кубометров, проложенному по дну Черного моря. В апреле 2015 года российский монополист «Газпром» и турецкая компания BOTAS подписали меморандум о строительстве нового трубопровода через Черное море мощностью 63 млрд. кубометров газа (в том числе 14 млрд. кубометров для самой Турции) в год. В случае реализации такого проекта Турецкая Республика при получении российских газовых поставок окажется целиком избавлена от необходимости пользоваться услугами бывших социалистических республик Восточной и Юго-Восточной Европы в качестве транзитных посредников.
Что же касается потребляемого государствами Западной Европы объема российского газа (103,4 млрд. кубометров), при реализации проекта Nord Stream 2 (55 млрд. кубометров) в дополнение к уже существующему трубопроводу Nord Stream 1 (55 млрд. кубометров) его целиком можно будет доставлять тамошним потребителям через Балтийское море и в обход Центральной Европы.
Как видите, опасность того, что те же Польша, Словакия и Украина могут лишиться не только транзитных доходов за счет посредничества при транспортировке российского газа в Западную Европу, но и самого такого газа в качестве потребителей, вовсе не представляется надуманной. Так что понять то, почему же политики из этих, а также других бывших центрально-европейских социалистических республик «резко выступают против проекта Nord Stream 2» по-человечески понять можно.
Однако при этом же невольно возникает такой вопрос: почему же в политических кругах таких стран, особенно Украины и Польши, считалось и продолжает считаться вполне нормальным «вешать всех собак на Россию»? Так и хочется спросить: если ваше благополучие так сильно зависит от ресурсов этой державы и доброй воли ее правителей, зачем вы такую злость на нее и на них изливаете, ведь таким образом вы же сами напрашиваетесь на то, чтобы вас, так или иначе, наказали за все это?!
Увы, такие вопросы излишни. Запад как бы это ни банально звучало, потакает их нечестным и высокомерным выходкам в отношении, прежде всего, России, а потом еще Казахстана (взять, к примеру, историю с приватизацией грузинской компании «Тбилгаз» казахстанской стороной), а также других центрально-азиатских республик. Вряд ли такая заносчивость сходила бы им с рук по сию пору, если бы при этом за их спинами не стояли США и Европейский Союз. Невольно напрашивается сравнение со злыми мальчиками с окраины, которые терроризируют своих соседей, опираясь на поддержку крутых парней с центровых улиц…
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.