Алматы. 6 декабря. КазТАГ – Снижение тарифов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) без серьезного анализа могут нести опасные последствия в среднесрочной перспективе, считает директор Института современного государственного развития (Россия) Дмитрий Солонников.
«Если нет необходимости в быстрых политических решениях, то подобные шаги (снижение тарифов ЖКХ – КазТАГ) без серьезного анализа могут оказаться опасными по своим последствиям в среднесрочной перспективе», — прокомментировал Д. Солонников для КазТАГ сообщения об обещаниях региональных властей Казахстана снизить тарифы ЖКХ с начала 2019 года.
Вопрос ценообразования в естественных монополиях, продолжает эксперт, один из самых интересных и запутанных.
«По большому счету, на рост тарифов ЖКХ влияют не рыночные компоненты, не рост (падение) стоимости затрат на материалы и услуги, а возможность договориться о том или ином повышении (тарифов – КазТАГ)», — поясняет Д. Солонников.
По его мнению, чтобы понять, как повлияет на казахстанскую экономику снижение тарифов, нужно сначала понять влияние роста тарифов.
«Рост тарифов естественных монополий сам по себе является фактором роста инфляции. Иногда даже больше, чем влияние колебаний стоимости национальной валюты. Рост цен на услуги естественных монополий разгоняет стоимость затрат во всей остальной производственной и социальной цепочке. Увеличивается нагрузка на конечного потребителя, идет рост заработной платы, никак не обоснованный ростом производительности труда. В итоге все это негативно сказывается на экономике в целом», — утверждает эксперт.
А теперь нужно ответить, задается вопросом Д. Солонников, в чьих интересах экономика работает.
«Если в интересах собственников-
В России, по его словам, была предпринята попытка разобраться в структуре ценообразования таких монополистов, но идея потерпела полное фиаско.
«Видимо, в Казахстане больше политической воли, и сами монополисты имеют меньшее влияние на процесс принятия решений государственными контролирующими органами», — предположил Д. Солонников.
Сам факт снижения тарифов ЖКХ, подчеркнул эксперт, крайне позитивен для казахстанской экономики, так как это способствует снижению издержек на рост заработной платы и производство.
«Вопрос лишь в том, насколько скрупулезно просчитано снижение тарифов ЖКХ. Главное, необходимо четко понимать насколько обоснованным или необоснованным был ранее действовавший тариф», — уточняет Д. Солонников.
То же самое, продолжает он, и с влиянием (снижения тарифов ЖКХ – КазТАГ) на инфляцию.
«С точки зрения здравого смысла, снижение тарифов должно способствовать снижению инфляции», — уверен эксперт.
На вопрос, какие риски несет в себе снижение тарифов ЖКХ, Д. Солонников ответил, что, если из естественных монополий извлекать максимум прибыли, снижая их тарифы, у них не останется денег на модернизацию и обновление изношенных основных фондов.
«Опять же необходимо задаться вопросом, какими реально темпами шло обновление фондов при ранее действовавших тарифах, шло ли оно вообще, или все деньги под различными предлогами выводились из страны. Обладая такой информацией, можно более-менее точно оценить, как на отрасли (ЖКХ – КазТАГ) скажутся планируемые изменения», — размышляет эксперт.
Чисто популистский социальный момент таких решений, отметил он, может эксплуатироваться самым активным образом.
«Но тут как раз все понятно. Без всех предыдущих оценок, и в случае негативных сценариев по ним, оно (влияние снижения тарифов ЖКХ – КазТАГ) будет краткосрочным и станет значимым лишь на протяжении очень ограниченного периода времени. Если именно на него (период – КазТАГ) приходятся какие-то важные политические решения, которые в обязательном порядке нужно реализовать, то игра стоит свеч», — полагает Д. Солонников.
Напомним, 5 октября КазТАГ сообщил о том, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал правительству трехмесячный срок для того, чтобы разобраться с «безобразием» в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) и реформировать работу антимонопольного ведомства.
Позднее власти практически всех регионов Казахстана пообещали снизить тарифы на услуги ЖКХ с нового года.