Алматы. 12 марта. КазТАГ – Вопрос выделения денежных средств на диагностику экспортеров остается открытым, сообщил председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов.
«Ко мне с предложением вернуть эти значительные средства в бюджет обратился руководитель ОЮЛ «Союз химиков РК» Мукаш Искандиров, генеральный директор ТОО «Казфосфат», который входит в состав комитета (комитет обрабатывающей промышленности). Учитывая всю сложившуюся ситуацию и обращение «Союза химиков», я предложил министру индустрии и инфраструктурного развития Роману Скляру вернуть средства в бюджет и перенаправить их на возмещение расходов экспортеров, это более востребованная мера поддержки. Думаю, это будет правильное решение. Хотел бы поблагодарить членов комитета и ассоциации за активную позицию при обсуждении данного вопроса», — сказал Мырзахметов, слова которого приведены в информации пресс-службы НПП.
При этом Мырзахметов заметил, что в конце 2018 года МИИР РК предложило НПП выступить оператором всей нефинансовой поддержки экспортеров в сумме 15 млрд тенге.
«Обсудив на правлении, мы отказались от несвойственных для НПП мер по возмещению расходов экспортеров на сумму более 10 млрд тенге. В итоге, оператором был определен АО «Казахстанский институт развития индустрии». Также учитывая усиление роли МИД РК по координации экспорта, мы отказались от открытия торговых представительств в основных странах нашего экспорта. На это выделяется из бюджета около 800 млн тенге. Мы считаем правильным эту функцию передать нашим посольствам в рамках усиления внешнеэкономической деятельности МИД РК. Оставили только реализацию ежегодного госзадания в объеме 1,5 млрд тенге для сервисной поддержки экспортеров», — пояснил Мырзахметов.
Данное госзадание, как подчеркнул он, выполняет уже несколько лет «дочка» НПП – Внешнеторговая палата, которая имеет опыт и налаженные контакты с экспортерами.
«МИИР РК впервые в этом году предложило провести диагностику экспортеров на сумму 927 млн тенге. Цель этой диагностики, как указано в техзадании, которое утверждается заказчиком – повышение компетенции наших экспортеров, путем привлечения специалистов-маркетологов из стран экспорта. Например, рынок Китая очень специфичен, многие наши предприятия хотят попасть на этот рынок, но там сложная система сертификации и национальных внутренних стандартов. Привлеченные специалисты должны провести диагностику на соответствие наших экспортеров к требованиям на внешних рынках. Хотел бы подчеркнуть, что выделяемые деньги в рамках госзадания строго расписаны и контролируются заказчиком. Установлена четкая система отчетностей», — рассказал Мырзахметов.
По его данным, предполагалось, что работой может заняться одна из аккредитованных в НПП ассоциаций, если профильный комитет даст ей положительную рекомендацию.
«Комитет дает рекомендацию, после этого правление утверждает, согласиться или нет, либо провести конкурс. В комитете 17 аккредитованных ассоциаций, они провели голосование и более 11 из них инициативу поддержали, 3-4 ассоциации высказались против. После этого, 6 марта я обратился к Марату Бакулову (руководитель Союза обрабатывающей промышленности). Мы договорились встретиться с ним 7 марта в Астане. У меня к нему было предложение, чтобы передать эту работу в консорциум ассоциаций. Но, к сожалению, Марат Бакулов по какой-то причине не смог со мной встретиться», — заметил Мырзахметов.
Что касается сроков аккредитации ОЮЛ «Ассоциация исследовательских и консалтинговых центров РК», Мырзахметов отметил, что соблюдение обязательного трехлетнего срока работы не является препятствием, если есть положительный опыт. По его мнению, у правления НПП есть право рассматривать вопрос в исключительном порядке.
Напомним, 11 марта исполнительный директор Союза обрабатывающей промышленности Адильбек Бектибаев в своем посте на странице в соцсети о планах НПП по выделению Т1,2 млрд на изучение экспортного потенциала промышленности Казахстана заявил, что «интрига не в том, что деньги выделили, а в том, как и кому их собирались выдать».
«Есть в палате комитет обрабатывающей промышленности, в который входят ассоциации производителей. И вот в один прекрасный день прилетает как между прочим членам комитета заочный бюллетень голосования, в котором предлагается вновь созданной ассоциации консультантов выделить Т1,2 млрд на эти самые исследования («Изучение экспортного потенциала» – КазТАГ). Порядок для нас понятный, но сумма и ассоциация – необычные», — написал он.
По его словам, на практике согласно договору с НПП, ассоциации, аккредитованные в палате, «получали взамен на оказание услуг возврат части (до 30%) обязательных членских взносов в НПП, которые члены ассоциаций оплатили согласно закону.
«Но суммы всегда были мизерные. И ассоциации и на этом были рады мизерным по сути суммам, а тут Т1,2 млрд! Начали разбираться. Оказалось, что ассоциация создана всего месяц с небольшим назад. При этом НПП в суперускоренном порядке аккредитует ее у себя. Хотя на деле это у других ассоциаций занимает минимум от полгода (там очень много разных требований). При этом в эту ассоциацию входят «Талап» Рахима Ошакбаева, другая компания опять-таки Ошакбаева и еще одна компания, которая при ближайшем рассмотрении оказалась дочкой российской консалтинговой компании», — говорилось в посте.
Как сообщил Бектибаев, в союзе «уперлись», а к его членам посыпались звонки.
«Кто только не звонил – от членов правления оного «Атамекена» до влиятельных особ, которые пытались повлиять на наше решение. И главное – без стеснений прямо говорили, что эти деньги предназначены для Рахима Ошакбаева. Кому интересно, могу скинуть записи разговоров. В общем, такая история, где и так немногочисленными производителями пытаются прикрыть непонятное расходование, как я понял, миллиардов бюджетных средств», — сообщалось в его посте.
В таком случае, по его словам, «непонятна цель объединения АО «КИРИ» и АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLoC» и создания нового Центра промышленного развития (ЦПР).
«Зачем нужен ЦПР, если бюджетные деньги уходят в НПП, а далее? А далее примерный маршрут денег описан выше. И этот вопрос адресован МИИР РК и МНЭ РК! НПП «Атамекен», по-моему, перебор, господа», — написал Бектибаев.
Вместе с тем, директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев сообщил МИА КазТАГ в ответ на заявление Бектибаева, что процедуры по выделению Т1,2 млрд на изучение экспортного потенциала абсолютно законны.
«Никому ничего не выделили. В настоящий момент идут процедуры голосования. Все, что там написано (у Бектибаева – КазТАГ), все, что описано – это абсолютно законные процедуры. Соответственно, нам, казахстанским компаниям экспертным, предлагают поучаствовать в оценке экспортного потенциала. Для этого была специально создана ассоциация, в которую вошли на старте те компании, которые есть, но открыто членство, соответственно туда будут включены и другие консалтинговые компании», — сказал Ошакбаев.
Ошакбаев считает создание ассоциации «выражением доверия».
«То есть, за 2,5 года существования мы нарастили экспортный потенциал, получили признание. Там (в посте Бектибаева – КазТАГ) это к аннотации все подано в форме какого-то скандала, и чуть ли не каких-то противозаконных действий, но там все абсолютно законно. Просто одна из ассоциаций решила публично выразить свое несогласие», — пояснил он.
Собеседник агентства прокомментировал и заявление Бектибаева о «суперускоренном» порядке аккредитации созданной ассоциации консультантов.
«Мы прошли все установленные правилами процедуры. Аккредитация законна. Просто я подозреваю, что эта ассоциация (Союз обрабатывающей промышленности – КазТАГ), она хочет соответственно вытащить этот заказ на свою ассоциацию, не обладая ни экспортным, ни исследовательским, ни консалтинговым потенциалом, просто обвиняя производителей», — заявил эксперт.