Издание Times опубликовало статью под названием «Sergei Baltacha — Many like me look back to the USSR and think: We were happy» — «Сергей Балтача – Многие из таких, как я, оглядываясь назад, вспоминают СССР и думают: мы были счастливы».
Сергей БАЛТАЧА. (Фото: Боб Томас/GETTY)
В предисловии к ней говорится так: «Сергей Балтача, бывший игрок украинского клуба «Динамо», советской сборной команды и шотландского клуба «Сент—Джонстон», в ходе беседы с Грэмом Спайрсом ведет речь о Востоке, Западе и трагедии».
Далее уже в самой статье излагается следующее: «Во времена СССР Сергею Балтаче, детство, юность и молодость которого пришлись именно на советские годы, все казалось идиллическим: его дом, его семья, его друзья и его школа. Его малой родиной является Мариуполь – прежде называвшийся Жданов — город, находящийся на (северном) побережье Азовского моря и снискавший известность тем, что он вывозил за пределы «железного занавеса» и далее производимую тут же сталь и железную руду, а также большие объемы зерна.
В этом приазовском регионе юго-востока Украины климат теплый и мягкий. Мы тут на Западе глядели в сторону «Большого медведя» и не видели ничего, кроме хлебных очередей и лишений, а вот Балтача, который стал одним из величайших футболистов Украины, любил свою жизнь, каждый вечер играл в футбол, сытно питался и ничего ненормального, можно сказать, не усматривал.
«Все было здорово. Для меня это было лучшее место», — говорит он».
Для западного читателя-обывателя примечательным должно, видимо, представляться не столько то, что легендарный советский футболист с большой теплотой вспоминает свою юность и молодость, сколько то, что он сейчас, прожив в дальнейшем свыше трех десятилетий в Великобритании и оглядываясь в советское прошлое, заявляет: при СССР мы были счастливы.
А ведь его ни ватником, ни великорусским патриотом не назовешь. Он считает себя сыном Украины и с большой теплотой говорит о своей родине. В одном из своих интервью Сергей Балтача сказал так: «Я гражданин Советского Союза, но я люблю Украину. На данный момент я нахожусь в Великобритании уже свыше 23 лет, это мой дом. Но я все еще регулярно езжу в Украину. Это прекрасная страна с хорошими, добрыми людьми. Я хочу, чтобы она сделалась в большей степени похожей на европейские страны. Но я не думаю, что она должна утрачивать связи с Россией, нас объединяет общность (происхождения), это у нас в крови».
Вот оно, отражение самоощущения человека, прожившего первые тридцать лет своей жизни в советской Украине, а вторые тридцать – на Западе. Он, покинувший СССР еще в 1988 году, продолжает считать себя гражданином Советского Союза, которого уже нет. Что тут уж говорить о множестве тех его рядовых современников из числа бывших советских граждан, которые никуда не уезжали?! То-то и оно.
А вот страны, чьими гражданами они стали при рождении, нет уже целых 27 лет. Она распалась в 1991 году, тогда, когда вот так же, как и сейчас, зима только-только вступала в свои права. Все произошло очень быстро. Еще в марте 1991 года большинство населения единой тогда еще державы высказалось на референдуме за сохранение Советского Союза. И, тем не менее, он, спустя 9 месяцев, перестал существовать. Почему?
Свыше четверти века тому назад было подписано Беловежское соглашение, которое положило конец существованию единого государства под названием Союз Советских Социалистических Республик, который, не произойди это тогда, отмечал бы нынче 30 декабря свое 97-ую годовщину. Тогда это выглядело как логическое завершение предшествовавших тому времени событий.
Сейчас же, когда катастрофические последствия развала СССР коснулись уже буквально всех (кроме прибалтийских республик), даже самые твердолобые сторонники независимости в бывших союзных республиках вынуждены (хотя бы сквозь зубы) признать, что тогда была допущена поспешность.
Что же касается конкретно Казахстана, если бы вопрос сохранения единства державы зависел именно от его общественности и руководства, она бы наверняка существовала до сих пор. Этот вывод вовсе не означает, что мы горько сожалеем о распаде СССР и не воспринимаем нашу республику в качестве независимого государства. Ибо история не знает сослагательного наклонения. Так что дело тут не в наших чувствах и пристрастиях, а в необходимости оценивать прошедшее трезво и беспристрастно.
***
© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.