Казахстан – акционерное общество закрытого типа, Или Почему для счастья казахстанцам мало «стать казахами»

Ну вот, теперь, кажется, все точки над i расставлены: казахстанцев поголовно готовы видеть казахами. О таком желании открыто заявил в интервью бизнесмен и общественный деятель Маргулан Сейсембаев. Правда, Маргулан Калиевич всячески подчеркивал: это его личное мнение, которое он никому не навязывает.

Всем, кого такая перспектива по тем или иным причинам не устраивает, придется покинуть страну, остальные же выучат язык и будут жить по правилам, установленным казахским большинством.

В том, какие это могут быть правила, страна имела возможность убедиться, наблюдая за кордайской бойней, унесшей жизни минимум 11 человек…

А 12 февраля президент, принимая в Акорде зампреда АНК Жансеита Туймебаева, говорил о задаче налаживать взаимодействие между местными казахами и дунганской общиной, которой необходимо «изучать казахский язык» и «уважительно относиться к власти». Было очень похоже, что Касым-Жомарту Кемелевичу ситуацию обрисовали со слов мажилисмена Бахытбека Смагула, рассказывавшего о дунганах, не желающих служить в армии. Не празднующих Наурыз, не знающих и не стремящихся знать казахский язык и даже молящихся Аллаху в мечетях, неподконтрольных Духовному управлению мусульман Казахстана (ДУМК). Правда, потом выяснилось, что все, мягко говоря, не совсем так. То ли народного избранника некорректно перевели на русский, то ли член НСОД Мухтар Тайжан, тиражировавший высказывания депутата в ФБ, дополнил его слова от себя…

Как президентские поручения будут исполняться на практике – пока не понятно. Но Маргулан Сейсембаев готов предложить свое ноу-хау: нужно всех казахстанцев записать казахами, но определенного национального происхождения – русского, корейского, еврейского и т.д. Тогда, мол, они станут активней интегрироваться в казахскую среду, уважать традиции, изучать язык.

Понятно, что все идет к этому варианту, что в принципе вполне закономерно: весь мир, насидевшись в «национальных квартирах» стремится к глобализации, стиранию расовых и национальных границ, а мы шагаем в обратном направлении.

Сторонники такого подхода ссылаются на опыт США – дескать, там живут не итальянцы, мексиканцы или русские, а американцы итальянского, мексиканского или русского происхождения. Но сработает ли это в Казахстане? Будут ли русские, украинцы, корейцы или те же дунгане своими для власти, если освоят язык и традиции народа, от имени которого якобы действует эта власть? Тот же Маргулан Сейсембаев не раз попадал под ее жернова и знает ей цену не понаслышке. Как знают эту цену многие другие, не последние в Казахстане, если мерить заслугами перед государством люди – Мухтар Джакишев, Галымжан Жакиянов, Акежан Кажегельдин.

Эти люди, достигшие в свое время выдающегося положения в системе координат казахской власти и казахского этноса, в одночасье были выброшены за борт как в случае с Джакишевым, или изолированы в «трюме».

И вот теперь нам говорят: если представители всех населяющих страну этносов почувствуют себя казахами – начнут чтить традиции, изучать язык и историю титульного народа, то будет всей стране счастье, как в Америке.

Но все эти годы наша страна развивалась как акционерное общество закрытого типа. В АО «Республика Казахстан» круг держателей контрольного пакета акций чрезвычайно узок и перспективы его расширения пока не просматриваются. Представители любой диаспоры это прекрасно видят и понимают. Больше того, сами «титульные» в большинстве своем давно усвоили правила игры.

Так что, г-н Сейсембаев явно лукавит, когда говорит: мол, неказахи живут обособленно, потому что не хотят участвовать в жизни страны и государства.

Многие мечтают приносить пользу земле, где родились выросли, но не готовы вкладываться в процветание конечных бенефициаров АО «Республика Казахстан», хотя де-факто вынуждены желать это в последние три десятка лет.

Дунганский погром убедительно доказал: АО «Республика Казахстан» нуждается в срочном аудите, по итогам которого необходимо переизбрать совет директоров. Смена председателя правления окончательно оформлена 9 июня минувшего года, не привела к справедливому распределению дивидендов. И вряд ли приведет: не для этого его избирали. К тому же расположенная по соседству корпорация не так давно объявила об ускоренном наборе кадров. И может случиться так, что идеи Сейсембаева и иже с ним ускорят бегство из страны не самой худшей части человеческого капитала.

Очевидно, что подобный сценарий не устраивает ни рядовых сотрудников АО, ни председателя правления, ни держателей контрольного пакета. Чтобы избежать малоприятной перспективы банкротства АО, нужно сделать всех его сотрудников владельцами голосующих акций. Реальное разделение властей, независимая пресса, свободные выборы, эффективное местное самоуправление – вот навскидку джентльменский набор, необходимый для процветания этой страны. Ключевое условие – местное самоуправление. Оно полезно везде, но совершенно необходимо в так называемых «районах компактного проживания» диаспор, а в нашем случае – в трех дунганских поселках. По большому счету, эффективное МСУ снимает с повестки дня излюбленную тему оппозиции – выборность акимов областей. Очевидно же, что люди живут не в областях, а в конкретных населенных пунктах – больших и малых городах, поселках, аулах. А глава области должен играть роль «государева ока» — ответственного за реализацию политики Центра. Будь у нас такая система власти – не случилось бы в Казахстане Маловодного, Казаткома, а теперь Масанчи…

Увы, конечные бенефициары АО не желают делать нас его акционерами – даже миноритарными. А значит, межнациональные конфликты будут происходить снова и снова – даже если завтра все мы выучим язык и станем «казахами».

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.