Правилами YouTube воспользовались для блокировки казахских правозащитников из Китая – СМИ

Нур-Султан. 28 июня. КазТАГ – Правилами YouTube воспользовались для блокировки казахских правозащитников из Китая, сообщает Technology Review.

«15 июня YouTube-канал Atajurt Kazakh Human Rights отключился, трансляция видео была заменена расплывчатым заявлением о том, что канал был «прекращен за нарушение руководящих принципов сообщества YouTube». Через несколько дней он был восстановлен без публичного объяснения причин. Затем, через несколько дней после этого, 12 самых ранних видеороликов канала исчезли из его общедоступной ленты. Канал «Атажурт» собирает и публикует видеосвидетельства членов семей людей, заключенных в китайских лагерях для интернированных в Синьцзяне. Для обеспечения достоверности этих видеозаписей в каждом публичном показании указываются документы, удостоверяющие личность лица, дающего показания, и задержанных родственников. Это также подчеркивает честность организации», — сказал известный казахстанский активист и владелец канала Серикжан Билаш.

По его словам особенно важна точность, не только потому, что из Синьцзяна поступает так мало информации, но и потому, что свидетельства часто подвергаются критике со стороны сторонников Коммунистической партии Китая, которые ищут любой предлог, чтобы отрицать то, что Организация объединенных наций (ООН) назвала «серьезными нарушениями прав человека» в провинции.

После публикаций «Атажурта» информация, содержащаяся в видеороликах, используется другими организациями, такими как База данных жертв Синьцзяна, которая документирует, где происходят задержания, какие общины наиболее затронуты и кто исчез. Один представитель базы данных жертв Синьцзяна сообщил MIT Technology Review, что проект неоднократно ссылался на видео «Атажурта». По их словам, в течение многих лет эти видео, которые датируются 2018 годом, не были проблемой, по крайней мере, с точки зрения YouTube. Ситуация изменилась на прошлой неделе.

«У нас строгая политика, запрещающая преследования на YouTube. Мы приветствуем ответственные усилия по документированию важных дел в области прав человека по всему миру. У нас также есть политика, которая не позволяет каналам публиковать личную информацию, чтобы предотвратить преследование», — сказал представитель YouTube в интервью для MIT Technology Review.

Некоторые видео, подобные этому, по данным первоисточника, были закрыты сервисом после того, как на них «пожаловались» за нарушение политики «насильственных преступных организаций». Вероятно, это поводом стала демонстрация документов, удостоверяющих личности от «Атажурта», которые организация использует для подтверждения правдивости показаний людей.

Тем не менее, вскоре после того, как MIT Technology Review отправил список вопросов о политике модерации контента, 15 июня YouTube изменил свою позицию.

«После тщательного изучения контекста видео, он сможет восстановить канал с вынесением предупреждения. Мы тесно сотрудничаем с этой организацией, чтобы они могли удалить личную информацию из своих видео, чтобы восстановить их», — написал представитель компании в электронном письме.

По информации СМИ, тактика, используемая для подавления упоминаний о протестах в поддержку демократии в Китае, все чаще распространяется и затрагивает пользователей по всему миру. Поскольку «Атажурт» все еще рассматривал вопрос о том, следует ли соблюдать или как соблюдать эти руководящие принципы сообщества, во вторник, 22 июня YouTube предпринял дополнительные действия, заблокировав 12 самых ранних видеосвидетельств на канале Atajurt и сделав их частными, заявив, что они потенциально нарушают его политику насильственных преступных организаций, которая запрещает контент, созданный преступными группами или террористическими организациями или в их поддержку.

«Неясно, почему YouTube считает видеосвидетельства членов семей задержанных китайских мусульман потенциально склонными к насилию преступниками или террористами, или как это связано с предыдущими заявлениями YouTube о том, что «Атажурт» ненадлежащим образом делился личной информацией», — отмечает издание.

Представители YouTube заявили в электронном письме, что его действия стали результатом «автоматического обмена сообщениями, которые в данном случае не связаны с контентом этого создателя». Однако отмечается, что это не первый случай, когда «Атажурт» и Билаш подвергаются преследованиям.

В 2019 году Билаш был арестован за свою критику тесных связей правительства Казахстана с Китаем, в которой он заявляет о слабой позиции в поддержку этнических казахов, оказавшихся в лагерях Китая. В результате ему грозило семь лет тюрьмы за «разжигание межэтнической розни», и он был освобожден только после того, как его вынудили согласиться прекратить свою деятельность. Отмечается, что мужчина проигнорировал данное условие после освобождения.

«Затем, в сентябре 2019 года, после того, как многочисленные попытки зарегистрировать Atajurt в качестве некоммерческой организации в Казахстане потерпели неудачу, проправительственная группа зарегистрировала другую организацию с аналогичным названием и попыталась получить контроль над каналом YouTube. Это дало бы ей доступ к тысячам неопубликованных видеосвидетельств, которые группа хранит в тайне на YouTube по просьбе свидетелей. В 2020 году Билаш бежал из Казахстана в Турцию. Сегодня он находится в изгнании в Техасе, где, по его мнению, канал и его видеозаписи будут в безопасности. Но это было до того, как его видео привлекло внимание руководства сообщества YouTube», — сказано в сообщении.

До того, как на прошлой неделе началась перепалка с YouTube, «Атажурт» уже получил два «удара» за последние два месяца за «преследование и киберзапугивание» – за включение удостоверений личности в видео, опубликованные в 2018 году. Апелляции были отклонены. Согласно политике YouTube, каналы удаляются безвозвратно, если они получат три предупреждения в течение 90 дней. Но сторонники движения говорят, что предупреждения не были подкреплены свидетельством плохого поведения со стороны Билаша и «Атажурта», а скорее являются результатом продолжающихся массовых кампаний по освещению событий субъектами, якобы связанными с правительствами Китая и Казахстана. Другой представитель Atajurt показал MIT Technology Review скриншоты, которые, по его словам, были обучающими видеороликами, опубликованными в WhatsApp на казахском языке, обучающими зрителей тому, как массово отмечать видео Atajurt, чтобы заставить YouTube удалить их.

«Ранее в этом году аналогичные атаки привели к временному удалению аккаунтов Atajurt в Facebook», — добавляет издание, отмечая при этом, что нет никаких окончательных доказательств того, что правительство Китая или Казахстана стояло за попыткой удалить канал «Атажурта».

Вместе с тем, это, по мнению СМИ, «следует из сценария, который становится все более распространенным во всем мире». Как отмечается. «от правительства Эквадора до вьетнамских военных и полицейских департаментов США организации, которым не нравится критический контент, используют закон об авторском праве и стандартную политику в социальных сетях, чтобы принудить – или просто обмануть платформы и подтолкнуть к удалению».

«Сокрытие стандартной политики и законов, применимых ко всем пользователям – это способ придать видимость легитимности произвольной политической цензуре, а также создать правдоподобную возможность отрицания для цензора», — сказал директор по исследованиям Китая в Miburo Solutions и исследователь государственных кампаний по дезинформации Ник Монако.

Он считает, что когда близкие исчезают на их родине, члены общины в других странах чувствуют себя беспомощными и напуганными.

«Речь также идет о том, чтобы найти способ «обмануть» группы безопасности в этих компаниях—чем больше у вас сообщений о целевом контенте, тем более законной выглядит жалоба и тем больше у компаний стимулов удалять этот контент. Пока вы хорошо заметаете следы, вы можете использовать команду людей и ботов, чтобы убедительно создать впечатление, что контент действительно оскорбляет разные аудитории, когда на самом деле все жалобы поступают из одного места», — добавил Монако.

Исследователь цифровых прав в Human Rights Watch (HRW) Дебора Браун добавляет, что опыт Atajurt подчеркивает, насколько плохо готов YouTube к такого рода скоординированным действиям. По ее словам, ее организация предупредила YouTube, что канал, вероятно, был удален по ошибке. Но это не входило в обязанности HRW. По ее словам, YouTube мог бы добиться большего успеха, если бы у него было «больше контекстуальных знаний» и «собственный опыт в области прав человека».

И, как отмечается, использование модерации контента в качестве оружия – не единственный способ, которым государственные субъекты пытаются контролировать повествование.

«Недавние репортажи New York Times и ProPublica обнаружили доказательства скоординированной пропагандистской кампании, в ходе которой тысячи жителей Синьцзяна, следуя аналогичным сценариям, рассказывают о своей радужной жизни в противовес растущим доказательствам массовых задержаний и нарушений прав человека в Западной провинции», — отмечает издание.

Билаш говорит, что он и его команда все еще рассматривали вопрос о том, следует ли стирать личную информацию, чтобы соответствовать политике YouTube, когда они получили уведомления о том, что еще 12 видео были заблокированы за поддержку «жестоких преступных организаций».

Он уже скептически отнесся к заявленным компанией причинам удаления его канала.

«Никому нет дела до документов. Это просто отговорка от YouTube», — сказал Билаш.

Что бы ни решил Атажурт, принуждение к принятию решения вообще ставит организацию перед трудным выбором: изменить свои давние методы документирования злоупотреблений в Синьцзяне и рисковать подвергнуться нападкам со стороны правительств Китая и Казахстана за распространение ложной информации или сохранить информацию и рисковать быть отключенным на YouTube.

«Предупреждения, удаления и восстановление, возможно, были направлены на то, чтобы донести послание до «Атажурта», но на самом деле YouTube мог бы направить еще более ясное послание плохим актерам, которые хотят заставить замолчать казахских диссидентов и другие правозащитные организации: «если вы хотите избавиться от критического контента, просто используйте собственные рекомендации сообщества YouTube в качестве оружия», — резюмирует Technology Review.