Т245 млрд переплатили за январь-июль казахстанцы только за продовольствие – мажилисмен

Нур-Султан. 22 сентября. КазТАГ – Валентина Владимирская. Т245 млрд переплатили казахстанцы только за продовольствие в январе-июле 2021 году, заявил депутат мажилиса от Народной партии Казахстана Айкын Конуров.

«За период с января по июль 2021 года объем розничных продаж продовольствия составил Т2,3 трлн, рост цен составил 10,6%, то есть казахстанцы переплатили только на продовольствие Т245 млрд», — озвучил Конуров депутатский запрос на заседании мажилиса в среду.

По его словам, в марте Национальный банк принял стратегию денежно-кредитной политики до 2030 года. Она нацелена на стабильность потребительских цен и снижение инфляции с целевым значением на 2021-22 годы 4-6%.

Реально же, по его мнению, цены оторваны от доходов и официальной статистики.

«Официальный показатель подорожания продовольствия на 11,4% – это и так очень много. Но даже эта цифра маскирует действительность. На некоторые важные группы товаров цены поднялась выше 50%», — сказал депутат.

В Казахстане, по данным депутата, нет бурного роста спроса, потому что не растут реальные доходы граждан. Нет всплеска спроса на крупы, картофель, подсолнечное масло и яйца. По многим позициям нет зависимости от мирового рынка. Так, по крупам обеспеченность отечественным производством составляет 96,4%, но при этом они подорожали на 22%, по растительному маслу обеспечиваем себя на 80,5%, цена выросла на 52%.

В стране «складывается особый характер инфляции, связанный с провалами рынка», отмечает депутат.

Бизнес, как отметил он, компенсирует свои затраты, повышая цены на продукцию. Повышаются и налоговые отчисления, то есть, индексируются и доходы госбюджета. Проигрывают, по мнению парламентария, только граждане, вынужденные платить необъявленный, скрытый инфляционный, регрессивный налог – чем меньше доход семьи, тем большую долю своего бюджета она расходует на продукты, которые наиболее быстро дорожают.

«В Казахстане фактически отсутствуют системные меры по сдерживанию непродовольственной инфляции, за исключением контроля цен на ГСМ и сырье, нет долгосрочных системных мер, связанных с развитием несырьевого сектора, действия в других отраслях противоречат антиинфляционным мерам, поскольку раздувание непроизводительных госрасходов, включая строительство дорогостоящих объектов, разгоняет инфляцию, не предусмотрены меры антиинфляционной защиты потребителей», — заключил Конуров.