Алматы. 16 марта. КазТАГ – Вчера агентство по финансовому мониторингу (АФМ) заявило, что в результате их работы по «черным» майнерам освободилось 600 МВт. Рядовому обывателю эта цифра ни о чем не скажет. 1 МВт это 1 тыс. КВт – знают многие по школе.
Каждый потребитель может по своим квитанциям посчитать, сколько ежемесячно потребляет его жилье, офис или бизнес. До майнинговой лихорадки, которая началась в Казахстане три года назад, профицит электроэнергии составлял около 2 тыс. МВт. То есть было много электроэнергии, которую можно было использовать, и часть была резервной на случай аварий.
Например, жилой массив Павлодара потребляет 75 МВт в месяц. Однако в том же Павлодаре находятся и крупные промышленные предприятия в районе Промзона. Там есть АО «Каустик», Павлодарский нефтеперерабатывающий завод, «Казахкабель» и другие. Около них стоит и ТЭЦ-2, принадлежащая олигарху Александру Клебанову, который вчера был объявлен «левым» майнером. Ему принадлежит и павлодарское ТЭЦ-1, и обе ТЭЦ объединены холдингом «Павлодарэнерго», входящим в ЦАЭК. Так вот в той промзоне была организована Специальная экономическая зона (СЭЗ) Павлодар, развитие которой должно было дать толчок экономике региона. Однако развитие тормозилось из-за нехватки электроэнергии. На СЭЗ стоит предприятие по изготовлению литых дисков и другие производства. Существующие производства не могут расшириться, а новые инвесторы зайти не могут из-за того, что предприятие Клебанова обещало дать СЭЗ – считай, государству – 300 МВт электроэнергии, но затем из-за майнинговой лихорадки обещание куда-то испарилось.
Майнинговый бизнес – не зло для Казахстана. Зло для нашей страны – ненасытные олигархи, которые на протяжении десятилетий приватизировали прибыли и национализировали убытки. И если бы все процедуры по майнингу были прозрачны, то никто не был бы против. Наоборот, это стимул для государства развивать альтернативные источники энергии. Но если взять только 600 МВт, которые качали «черные» майнеры, то мы увидим, что Казахстан терял восемь условных Павлодаров. А обогащались как всегда избранные. И вместо того, чтобы развивать производство, энергия шла в карманы олигополий, которые только на одной своей ферме получали $800 тыс.
Напомним, 15 марта выяснилось, что «черные» майнеры оказались связаны с людьми из окружения первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и экс-спикера мажилиса Нурлана Нигматулина. Часть «черных» майнеров оказалась связана с миллионером Кайратом Итемгеновым и бывшим чиновником министерства внутренних дел Тлегеном Маткеновым.