Героическая собачья смерть

Бой пограничников и их служебных собак с эсэсовцами у села Легедзино

Из материальной природы для человека первым другом стал нож, а из царства зверей – собака. Для пограничника, чей день в СССР отмечался 28 мая (в ряде постсоветских государств дата сохранилась), собака – это соратник и сослуживец. Чтобы испытывать чувство гордости в свой профессиональный праздник, должны иметься заслуги и достойные восхищения примеры, которыми символический день наполняется во времени и пространстве. В копилку советского Дня пограничника вклад вносили и люди, и служебные собаки. Один из таких уникальных взносов жизнью и кровью был сделан 30 июля 1941 года у села Легидзино, Тальновского района Черкасской области УССР.

Франц Гальдер, начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта и один из главных разработчиков плана «Барбаросса», уже написал в своем «Военном дневнике»: «Не будет преувеличением сказать, что кампания против России выиграна в течение 14 дней. Конечно, она еще не закончена. Огромная протяженность территории и упорное сопротивление противника, использующего все средства, будут сковывать наши силы еще в течение многих недель». Одним из подтверждающих примеров и стал бой у села Легидзино. Только сражение стало ярким по духу звеном не в затухающем процессе сопротивления, а в усиливающемся, который в конце концов и привел к 9 мая 1945 года.

Пограничники Советского Союза организационно входили в структуру НКВД, хотя и отличались своими зелеными фуражками от синих в головном ведомстве. По плану «Барбаросса» на взятие советских погранзастав отводилось 40 минут. Даже при первоначальном успехе немецких войск далеко не все пошло по плану. Как-то пришлось читать воспоминания ветерана, прорывавшегося из «вяземского котла» октября 1941 года, где в их группе находился пограничник, который отступал с боями от самой западной границы СССР.

Бой у села Легедзино

Кроме погранзастав есть погранотряды, своего рода оперативный резерв на случай ЧП и одновременно служебно-боевая единица для поддержания пограничного режима. В составе погранотрядов действуют пограничные комендатуры, выполняющие задачи по обеспечению охраны определенного участка государственной границы. С началом Великой Отечественной войны пограничники перешли в армейское подчинение. Три роты Отдельной пограничной комендатуры войск НКВД УССР г. Коломыя под командованием майора Родиона Филиппова в ходе сражения за Умань («Уманский котел» 6-ой и 12-ой армий РККА) фактически выполняли функции батальона охраны штаба 8-го стрелкового корпуса генерал-майора Михаила Снегова. В сводную группу пограничников включили кинологов и 150 собак Львовской пограншколы служебного собаководства.

Для отражения немецкого наступления на штаб 8-го ск, батальону Филиппова (около 350 пограничников вместе с кинологами) придали зенитный дивизион из 7-ми 76-мм орудий под командование капитана Касаткина (из 99-ой краснознаменной стрелковой дивизии), взвод противотанковых пушек, 1 бронемашину (вероятно БА-20 с 7,62-мм пулеметом), саперную роту (около 50 человек) и взвод связистов. В общей сложности около 500 человек, а техника имела один неполный боекомплект.

По официальной версии бригада СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» атаковала Легедзино 30 июля 1941 года. По воспоминаниям Александра Фуки, командира хозяйственного взвода погранкомендатуры, сражение произошло 31 июля:

«…Впереди раскинулось пшеничное поле. Оно подходило вплотную к рощице, где расположились проводники со служебными собаками. Начальника окружной школы служебного собаководства капитана М. Е. Козлова, его заместителя по политчасти старшего политрука П. И. Печкурова и других командиров 26 июля отозвали в Киев. Осталось двадцать пять проводников служебных собак во главе со старшим лейтенантом Дмитрием Егоровичем Ермаковым и его заместителем по политчасти младшим политруком Виктором Дмитриевичем Хазиковым. У каждого проводника было по несколько овчарок, которые за все время боя ни разу не подали голоса: не залаяли, не завыли, хотя их за четырнадцать часов боя ни разу не кормили, не поили, и все вокруг дрожало от артиллерийской канонады и взрывов.

Расстояние между нами и фашистами сокращалось. Вряд ли уже могло что-нибудь остановить врага. По всей линии обороны в сторону врага летели последние гранаты, раздавались нестройные винтовочные выстрелы и автоматные очереди. Казалось, еще миг, и гитлеровцы навалятся и сомнут почти безоружную горстку защитников штаба корпуса.
И здесь произошло невероятное: в тот самый момент, когда фашисты с ревом бросились на пограничников третьей роты, комбат Филиппов приказал Ермакову спустить на фашистов служебных собак. Обгоняя друг друга, собаки с невероятной быстротой преодолели пшеничное поле и яростно набросились на фашистов. За несколько секунд обстановка на поле боя резко изменилась. Сперва гитлеровцы пришли в смятение, а затем в панике обратились в бегство. Пограничники в едином порыве устремились вперед, преследуя врага. Пытаясь спасти своих, гитлеровцы перенесли на нас огонь из орудий и минометов. Над полем битвы, помимо привычных взрывов, криков и стонов, стоял истошный собачий лай. Многие собаки были ранены и убиты, главным образом холодным оружием. Значительная часть их исчезла. Многие убежали в леса, не найдя своих хозяев».

Бой у села Легедзино

В публикациях о единственном сражении в новейшей истории собак против людей (испанцы при завоевании Нового света в XVI веке широко использовали против индейцев собак как боевое и психологическое оружие) указывается, будто все пограничники и собаки в конце концов гитлеровцами были уничтожены. Однако Дмитрий Ермаков, уже в звании капитана проходил службу в штабе войск НКВД по охране тыла 1-го Белорусского фронта и в мае 1945 года награжден. Дмитрий Хазиков попал в плен в декабре 1941 года, а в марте 1945 года находился в 37-ом отдельном полку резерва офицерского состава. Родион Филиппов считается «пропавшим без вести», но, скорее всего, погиб под Легедзино. Часть бойцов и командиров из расчетов зенитного дивизиона 99-ой сд не только уцелела в этом бою, но и смогла выйти из Уманского котла. Выжил и автор воспоминаний о тех событиях Александр Фука.

Занявшие Легедзино эсэсовцы под впечатлением от прошедшего боя перестреляли в селе всех собак, даже сидевших на цепи. При этом курсирует информация, что одну раненую в схватке овчарку жители села выходили и сберегли, как символ памятного во всех отношениях события.

Приказом НКВД СССР №001279 от 25 сентября 1941 г. Отдельная пограничная комендатура войск НКВД УССР города Коломыя расформирована. В 2003 году, на добровольные пожертвования украинских ветеранов Великой Отечественной войны и при помощи кинологов Украины на окраине села Легедзино открыли памятник пограничникам-героям и их четвероногим питомцам, которые честно и до конца, ценой собственной жизни, выполнили свой воинский долг.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.