Нур-Султан. 11 мая. КазТАГ – Алена Субботина. Счета клиентов трех российских банков на Т3 млрд оказались заморожены в Казахстане, сообщила председатель агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова.
«Был ряд счетов клиентов заморожен – по трем российским банкам порядка на Т3 млрд были заморожены. С ними в настоящее время соответственно банки проводят, сами заемщики должны проводить работу, если это не санкционные лица, по ним активы могут быть разморожены. Есть специальный порядок, они могут обратиться в соответствующее управление по контролю за иностранными активами, это относится к министерству финансов США, и таким образом какие-то свои активы разморозить», — сказала Абылкасымова в кулуарах мажилиса в среду.
Говоря о долларовых счетах и переводах внутри Казахстана, она сообщила, что «между российскими и казахстанскими банками на период до введения санкций ограничений нет для того, чтобы проводить какие-либо операции».
«Здесь очень важно отметить, что по «Альфа-Банку» санкции вступили в силу 6 мая, до 6 мая «Альфа-Банк» мог проводить все указанные операции, даже, включая операции в иностранной валюте. В связи с тем, что сейчас «Альфа-Банк» продан был «Банку ЦентрКредит» (БЦК), то есть полностью поменялся акционер банка, то теперь БЦК имеет право обратиться в OFAC, это управление по контролю за иностранными активами министерства финансов США для того, чтобы исключить банк из санкционного списка, этот список называется SDN-лист – это список санкционный список, который применяет наиболее жесткие санкции в отношении финансовых организаций», — пояснила глава АРРФР.
Она уточнила, что условиями выхода из данного списка являются полная смена акционера, изменение наименования банка и его перерегистрация.
«И в этом случае управление по контролю за иностранными активами министерства финансов США дает разрешение на исключение данного банка из санкционного списка. В этой связи вот «Альфа-Банк» провел такую работу в кратчайшие сроки, мы со своей стороны как регулятор также оказали необходимую поддержку, подписали письма поддержки в министерство финансов США и получили соответствующие одобрения на эту сделку», — добавила Абылкасымова.
Говоря о «Сбербанке», она уточнила, что для этого финучреждения «эффективная дата введения санкций – это 12 июля».
«До 12 июля у банка есть право проводить, осуществлять любые операции для клиентов, в том числе в иностранной валюте. То есть это называется «сворачивание операций», то есть они могут в этот период депозиты, вклады каких-то юридических, физических лиц в иностранной валюте переводить в другие банки, сам клиент может обратиться и перевести в другой банк, и эти операции будут выполняться. Все другие операции в национальной валюте – они могут осуществляться этим банком и после эффективной даты вступления санкций, то есть после 12 июля», — уточнила глава регулятора.
По ее словам, «в целом для казахстанских банков уже нет ограничений для работы и обслуживания клиентов этих банков в национальной валюте».
«Есть ограничения по предоставлению нового финансирования, есть ограничения по, как я сказала, прежде всего, по ведению корсчетов в иностранных банках и ведению корсчетов в иностранной валюте. Вот эти ограничения должны соблюдаться», — сказала Абылкасымова.
Она отметила, что данные меры «существенно ограничивают деятельность банка».
«И мы наблюдали значительный отток средств из трех российских банков в другие казахстанские банки с даты введения санкций. В этой связи, понимая, что в такие ограничения будут существенно влиять на деятельность банка, «Сбербанк» Казахстана и «ВТБ-Банк» Казахстана, они так же сейчас проводят работу по поиску новых инвесторов для смены собственников банков. После того, как они определят потенциального инвестора, кому банк может быть продан, агентство со своей стороны так же будет оказывать им содействие для получения разрешения со стороны уполномоченного органа США тоже для вывода из санкционного списка», — сообщила глава АРРФР.
Она добавила, что в настоящее время казахстанский регулятор строго соблюдает «весь перечень санкций, которые введены в отношении этих банков».
«Это необходимо для того, чтобы предотвратить риск распространения вторичных санкции на казахстанские банки. То есть, как я сказала, вот эти запрещенные операции, мы следим, чтобы эти операции не проводились в отношении санкционных лиц, санкционных организаций, и таким образом мы предотвращаем риск введения каких-то вторичных санкций на наши казахстанские банки. В целом для снижения такого риска мы считаем, что в случае смены собственника по российским дочерним банкам, сама вероятность вступления таких рисков значительно снизится», — резюмировала Абылкасымова.