Астана. 27 января. КазТАГ – Параллельный импорт из Казахстана помогает россиянам не замечать войну, сообщает BBC.
«В конце марта на фоне демарша иностранных компаний российское правительство разрешило «параллельный импорт» — то есть, ввоз без разрешения правообладателя — товаров, «содержащих результаты интеллектуальной деятельности». Запрет на него продержался ровно 20 лет: такой ввоз признали незаконным в 2002 году. Чиновники составили перечень того, что можно ввозить «параллельным импортом»: айфоны, фены Dyson, автомобили, меха, добавленный с прицелом на праздники алкоголь и еще десятки разномастных категорий. Позиции из списка охватили больше 30% всего российского импорта, подсчитывали аналитики АКРА. По «параллельным» схемам за неполный 2022 год в Россию попали товары на $20 млрд. Это примерно 6% от стоимости вообще всего импорта в Россию в прошлом году», – говорится в материале и репортаже издания.
Журналисты побывали на казахстанских рынках и лично поговорили с теми, кто торгует товарами в Россию. По словам продавцов, приходится прибегать к контрабанде.
«Российские власти постоянно подчеркивают, что параллельный импорт — не контрабанда. Формально так и есть, и многие предприниматели действительно торгуют вбелую, соблюдая все таможенные процедуры», – отмечается в материале.
В материале приводится мнение, что наши предприниматели могут и не знать о существовании какого-то особого импорта.
«Их работа сводится к мониторингу тематических телеграм-каналов (их с начала войны появились сотни), поиску мелких заказов и походам на пункты СДЭК», – отмечено в материале.
К примеру, один из алматинских бизнесменов выполняет разные заказы от россиян: «Подшипники для мукомольного завода, запчасти для Volvo, музыкальное оборудование, одежда».
«Деньги от заказчиков Антон получает через «Золотую корону», российскую платежную систему, которая работает и в СНГ. За свои услуги он берет 10-20% от стоимости товара — в зависимости от того, вкладывает ли в покупку свои деньги. Похожие расценки Би-би-си назвали и другие казахстанские перекупщики из «Телеграм», – выяснил BBC.
Помимо этого указывается, что также обнаружены десятки дел с похожей канвой: челнок пытался доказать, что занимался «параллельным импортом», но оказывался виновным в нелегальном ввозе – потому что бренда нет в правительственном списке – или продаже подделок.
«Ситуация такая, что я могу сегодня заказать машину, чтобы завтра забрать. Приеду – а ее уже нет. Очень большой спрос, и кто быстрее заплатил, тот и забрал. Приходится оперативнее действовать, ехать с налом. До сих пор Казахстан удовлетворял только спрос своих потребителей, а теперь подключилась огромная Россия. Конечно, местные страдают», – объясняет ситуацию на рынке продажи авто бизнесмен Заур Истамулов
BBC приводит данные, что к концу 2022 года на Казахстан приходилось больше 18% всех новых машин, которые попадали в Россию, следует из данных профильного агентства «Автостат». С одной стороны, это в несколько раз меньше, чем из Китая – оттуда идет порядка 60%. С другой — больше, чем из любой другой страны, кроме Китая, и больше, чем из Казахстана ввозили раньше.
«Уже четыре страны вокруг Казахстана под санкциями: Россия, Китай, Афганистан, Иран, который даже умудряется выпускать какую-то технологическую продукцию. Издержки администрирования запредельно высоки. Такой торговлей занимаются условные челноки. Он приехал, закупился, отправил четыре чемодана. И кто его будет контролировать», – говорит экономист и бывший замминистра Казахстана по инвестициям Рахим Ошакбаев.
Он уверен, что работать на сто процентов санкции и ограничения со стороны брендов не могут.