Казахстан теряет инвестиционную привлекательность – эксперт

Астана. 31 августа. КазТАГ – Казахстан теряет инвестиционную привлекательность, считает финансовый консультант Расул Рысмамбетов.

«Я реально думаю, что рано или поздно мы должны прийти к выборам. Не два кандидата, а хотя бы три-четыре кандидата с четкими, понятными программами. Например, пришел Досаев после Сагинтаева и он ушел в текучку, дороги и так далее, без этого, конечно, города и нет. Но мне кажется, Алматы должен быть региональным инвестиционным центром. Мы теряем привлекательность. Сейчас, конечно, мы со странового ушли в алматинский масштаб, но мы теряем Алматы, он теряет привлекательность. Например и мы сидим сейчас в регионе, где две недели не было воды. (…) Мы не думаем о комфорте жизни, граждан», — сказал Рысмамбетов в интервью журналисту Асету Матаеву.

По его словам, все наши населенные пункты должны быть удобными для проживания – об этом надо думать.

«Отсюда, кстати, перейду плавно в инвестиционный кризис Казахстана. У нас часто думают, что инвестиционный климат – это когда мы поехали, кого-то за границей обманули, иностранец вложил в нас деньги, что-то подключили и так далее. Но после начала войны в Украине неоднократно встречался с иностранными дипломатами и они приходят и говорят: «Мы бы хотели релокацию бизнеса, но у нас в Казахстане мало земли». Я говорю: «Как это, мало земли?» Они говорят: «А вот так, потому что земли, на которой можно начать производство, начать сеять и так далее мало. Пустынь, пожалуйста, миллион гектар. Но земли с инфраструктурой – такого нет». Это в Астане нам говорят: «Пожалуйста, езжайте туда-то и там будет вам все». Мы едем, там все занято, земли свободной нет», — привел пример эксперт.

Матаев уточнил: «Какой-то Карабас местный захватил землю и сидит там, как собака на сене?»

«Ну не совсем как собака на сене, за 15% он может запустить иностранного инвестора. То же самое с инвестициями», — пояснил его собеседник.

«Это вот в Алматинской области у меня товарищ занимается садоводством, не может расширить свой бизнес, аким, который там был 15-20 лет назад, нахапал всю землю себе, и он, получается, не может землю взять», — отметил Матаев.

«Поэтому я и говорю, что инвестиции это не когда мы кого-то привлекли, приковали его наручниками к батарее, и он нам все инвестирует. А инвестор это человек, который сам решил сюда приехать, ему здесь комфортно и он сам решает. И инвестор это не обязательно иностранец, это в меньшей степени иностранец. Инвестор, это человек, который живет здесь, заработал деньги, он говорит: «Мне здесь комфортно, я лучше здесь буду расширяться. Зачем мне в Дубай там покупать билдинг, допустим? Я хочу жить в Казахстане. Мои дети здесь будут учиться, я тут буду лечиться». Поэтому, положа руку на сердце, возвращаясь к экономике, Казахстан инвестиционно не привлекательная страна. Нефть, металлургия и так далее – пожалуйста. Все остальное у нас не привлекательно. И поэтому для того, чтобы цветок расцвел, его не нужно спичками подпирать, ему нужно создать приличные условия, климат. Поэтому называется бизнес климат, а не что-то там – бизнес-субсидирование», — сказал эксперт.

«Бизнес климат да, то, что не состоялось за 30 лет, за три-четыре года будет сложно развить», — отметил Матаев.

«Через пять лет мы должны увидеть результаты. Два-три года – это нереалистично», — отметил Рысмамбетов.