Эксперт о ситуации с инфляцией в Казахстане: Госпрограммы не должны быть массовыми

Астана. 7 сентября. КазТАГ – Для борьбы с инфляцией в Казахстане в числе прочего нужно минимизировать число государственных программ, считает финансовый аналитик Арман Бейсембаев.

«Что надо делать? Опять же, к сбалансированной, ответственной бюджетной политике. Убрать все госпрограммы, любая госпрограмма должна быть точечная, адресная и не должна иметь массового характера. Базово, что такое инфляция? Это когда у вас происходит дисбаланс спроса и предложения. То есть, если у вас идет рост цен, значит у вас совокупный спрос в экономике выше совокупного предложения, это значит, что предложений не хватает. Товарная составляющая не дотягивает до возможностей населения этот объем купить и когда совокупного спроса больше, чем совокупного предложения, то есть когда товара меньше, чем денег у населения, тогда этот разрыв заполняется ростом цены», — сказал Бейсембаев в интервью журналисту Асету Матаеву.

Для решения проблемы, пояснил он, есть два способа.

«С одной стороны, вы можете понизить уровень спроса до уровня предложения, грубо говоря, просто отбираете деньги у населения, по-людоедски звучит, я понимаю, как это звучит, но не так страшен черт, как его малюют. Опять же, повышаете процентную ставку, изымаете излишнюю ликвидность из экономики, повышенная процентная ставка стимулирует сберегающую модель поведения, люди больше стараются сберечь, чем тратить, это уменьшает совокупный спрос до уровня предложения. Рост цен, может быть, не прекращается, но сильно замедляется. Отчасти, повышенная процентная ставка и была призвана на это воздействовать», — сказал эксперт.

«То есть, по вашим словам, государство дает рыбу, но не дает удочку?» — уточнил Матаев.

«По большому счету, да», — подтвердил собеседник.

Матаев напомнил: «Но президент об этом сказал в своем послании, что бизнесу не хватает кредитов и чтобы успокоить этот социальный накал, правительство бросает деньги народу».

«Так я вот о чем и говорю, что у нас в экономике достаточно активно торпедируется спрос через банковскую систему – механизм кредитования, механизм рассрочки. Что это? Это спрос, это потребительские кредиты, это не кредиты бизнесу. Потребителя наша банковская система с великой охотой кредитует очень даже. Вторая часть, о чем я говорил. Вы можете поддерживать спрос, но можете подтягивать предложения до уровня спроса и это как раз вторая часть, когда вы активно начинаете кредитовать активно бизнес, создаете в экономики длинные деньги для бизнеса, когда вы стимулируете бизнес на то, чтобы они создавали дополнительный выпуск, увеличивали дополнительные производственные мощности, когда вы бизнесу даете кредитные средства на оборотные средства, на увеличение промышленных площадей, на увеличение производственных площадей и всего остального. Грубо говоря, вы начинаете увеличивать товарную составляющую в экономике, когда каждый вложенный тенге кредитных денег приводит к тому, что у вас появляется дополнительная единица товара, и вы начинаете потихоньку подтягивать совокупное предложение, тем самым удовлетворяя совокупный спрос. И это вторая часть, чем надо бы заняться, о чем говорил президент Токаев, что надо заняться кредитованием бизнеса. В этом смысле да, логика правильная», — пояснил Бейсембаев.

Ранее Бейсембаев выразил мнение, что резкий рост цен в Казахстане – это последствия шоков спроса и предложения в COVID, когда раздача Т42 500 сломала механизм ценообразования. Также, по его мнению, уровень трат населения на еду говорит о серьезной бедности в Казахстане. Как считает аналитик, все действия властей Казахстана происходят с оглядкой на январские события 2022 года. Вместе с тем, он объяснил, почему население часто не доверяет официальной статистике о ценах в Казахстане. Война в Украине, COVID и другие внешние факторы – это лишь 50% причин инфляции, считает Бейсембаев.