Талдыкорган. 11 июня. КазТАГ – Бывший начальник управления полиции (УП) Талдыкоргана Аскар Нурсапа, который защищал здание акимата Алматинской области в ходе январских событий 2022 года и был избит толпой в ходе беспорядков, не согласен с вовлечением его в орбиту уголовного преследования по делу о нападении на здание городской полиции.
«Я признан потерпевшим по массовым беспорядкам, когда нас избили на площади в Талдыкоргане. Талдыкорган – город маленький на расстоянии 300 м ДВД рядом, КНБ рядом, УВД рядом, прокуратура рядом, площадь рядом, все рядом. Я по приказу Кудебаева (Серика, экс-начальника департамента полиции (ДП) Алматинской области – КазТАГ) был на площади, мы оттесняли митингующих. Когда Кудебаев и все убежали, я остался на площади, меня прижали к акимату, избили до потери сознания, и я успел позвонить начальнику части, сказать: «Держите оборону!» Хотя людей хватало – военных оставалось человек 200 в УВД и мои сотрудники – два моих зама и замначальника департамента», — сказал Нурсапа редакции КазТАГ во вторник.
Он подчеркнул, что факт того, что он дал распоряжение защищать здание управления полиции доказан.
«Детализация (звонка – КазТАГ) есть, по детализации меня допрашивали, я все указал, последний звонок в 16.50 идет. Теперь они предъявляют следующее: «Почему до событий на площади ты не объявил план (обороны здания городского управления полиции – КазТАГ) «Қамал»? Я говорю: «Извините, но угрозы нападения на тот момент не было», мы внутри, сам начальник дежурной части, по плану «Қамал» мы людей выставили на постах внутри, кто где должен стоять, они экипированные, вооруженные стояли. Я с утра с 10.00 находился на улице, потом уже в 14.00 как Кудебаев подъехал, говорит: «Все, вперед, оттесняем!» Сводный отряд со мной, мой первый зам, спецназ, «Арлан», приданные силы с ДВД, мы начали оттеснять толпу. Одну толпу оттеснили, потом уже другая толпа пришла. По моему допросу по времени все сходится. На камерах все есть – как я хожу на площади, на базовых станциях (сотовой связи – КазТАГ) все есть», — рассказал экс-глава УП Талдыкоргана.
Он отметил, что в его невиновности уверены и сами прокуроры, которые непосредственно задействованы в расследовании, но на его вовлечении в орбиту уголовного преследования настаивает один из заместителей генерального прокурора.
«Арман Кенжегалиев, который здесь сидит старший от генеральной прокуратуры, он докладывал: «Там состава нет» и начальник департамента спецпрокуроров и другие все поддержали, но замгенерального прокурора говорит: «Нет, он начальник УВД, давайте его в суд направляйте за бездействие». А какое «бездействие»? Я не могу понять, в чем «бездействие»? Не подчиниться (приказу Кудебаева – КазТАГ) я не мог, на площади я находился по закону, на основании приказа. Когда дело возбудили, год таскали, потом прекратили его, и сейчас год прошел, я на работу вышел, все нормально, и я сейчас ушел в резерв, с марта опять таскают, и сейчас уже якобы хотят признать подозреваемым, направить в суд по указанию зама генерального прокурора», — сказал собеседник агентства.
Семья Нурсапы представляет собой династию стражей порядка. Отец экс-главы полиции Талдыкоргана – ветеран правоохранительных органов Серик Актымбаев обратился с письмом к руководителю администрации президента (АП) Айбеку Дадебаеву, где тоже подробно описал события, которые происходили с его сыном.
«При допросе задают ему вопросы: «Что вы почувствовали при ударе камнем по голове?» Когда закончится этот беспредел? Вся члены семьи стали больными от стресса из-за незаконного преследования сына. Как сотрудника можете проверить, как он работал и какие высокие показатели были у сына. Я полковник в отставке, мои братья, мой сын – мы патриоты нашей Родины. Сын исполнял долг перед Родиной до конца, не бездействовал и не предатель», — написал Актымбаев главе АП.
Он попросил Дадебаева помочь прекратить преследование Нурсапы.
Сам Нурсапа рассказал редакции КазТАГ, что попытки попасть на прием в генпрокуратуру не увенчались успехом.
«Я получил телесные повреждения, по указанию президента получил премию, как и все пострадавшие сотрудники, и теперь вот предъявляют: «Здание ограбили, ты начальником УВД был на тот момент, ты виноват!» Так у меня не две головы же! Я из-за этого уже и не хочу работать, у меня и пенсия уже, мне 44 года, чисто из-за должности они меня тянут. Ладно, если бы я убежал из здания, бросил все, предал бы, но я же никуда не убегал! Был на площади до конца! Избили меня. Телесные повреждения есть. Скорая приезжала, у меня рентген, все снимали, экспертизу назначала сама же прокуратура, по массовым беспорядкам признала меня потерпевшим, внутри здания, когда я ушел, два моих зама, замначальника департамента оставались, теперь говорят: «Ты должен был сказать», я говорю: «Они по камере ЦОУ все видят», камеры наблюдения ЦОУ сами находятся в ДВД, у меня в кабинете стоял большой монитор и большой монитор в дежурной части – они все видят, что происходит на площади. Я говорю: «А если бы я умер там на площади, что, звонка с того света ждали бы моего?» — сказал экс-начальник УП Талдыкоргана.
Также он обратил внимание на еще один важный момент.
«После того, как меня избили, когда с площади вывезли, когда никого не было, дозвонился до начальника штаба, они говорят: «Все, мы покинули здание, никого нет», Кудебаев вообще уехал из города, не знаю, куда, они с замами все уехали там, и в 19.34, если помните, в тот день ни интернет, ничего не работало, все было выключено, я дозвонился до начальника дежурной части, до начальника кадров, кого смог, собрал, сказал: «Хотя бы оружие вытащите, сколько сможете». Они вытащили 100 с лишним единиц оружия, в том числе автоматов, и это мы сохранили. Это тоже подтверждается все. Я не бездействовал, не лежал дома, а как пришел в себя, начал звонить, принимать меры по тому, что будем делать, хотя у меня голова на тот момент вся пробита была, руку мне порезали. То, что спасли, часть оружия – его полностью сохранили без последствий», — подчеркнул Нурсапа.
Первый заместитель начальника управления полиции Ескельдинского района Алматинской области Дамир Конаев в ходе январских событий тоже находился на центральной площади Талдыкоргана – его с правоохранителями из поселка Карабулак, расположенного в нескольких километрах от областного центра, в те дни перебросили в адмцентр на помощь городским стражам порядка.
«На тот момент мы все находились на площади, когда все началось, когда люди начали в отношении здания акимата совершать незаконные действия, он (Нурсапа – КазТАГ) уже занимался охраной общественного порядка, в том числе защитой административного здания областного акимата. Физически он не мог успеть и там, и там (обеспечивать правопорядок на площади и одновременно защищать здание полиции – КазТАГ). Я видел, что он занимался охраной порядка со своим личным составом на площади, а я занимался со своим личным составом. Я тоже в числе пострадавших, меня ударили камнем по спине», — сказал Конаев редакции КазТАГ.
Сейчас Конаев на пенсии, но факт нахождения Нурсапы на площади в ходе январских событий подтверждают и действующие правооохранители.
«Часть сотрудников полиции к акимату подошла, человек 30-50 было, точно сложно сказать, там творился хаос, в это время я увидел Нурсапу, который находился рядом с сотрудниками», — сказал действующий сотрудник правоохранительных органов Сергей Зубарь, который на момент январских событий был заместителем начальника местной полицейской службы управления полиции Талдыкоргана.
Как заявил сам Нурсапа: «У меня одна надежда на справедливость – только от президента Токаева».
Редакция КазТАГ предлагает генеральной прокуратуре считать данную публикацию запросом комментариев касательно описанной ситуации.