Астана. 20 сентября. КазТАГ – Казахстанский ученый и государственный деятель, бывший министр транспорта и коммуникаций Серик Буркитбаев поставил под сомнение утверждения казахстанских чиновников касательно некоего «энергодефицита», которым пытаются обусловить строительство атомной электростанции (АЭС) в Казахстане.
Я немного удивился – что за ажиотаж, что за истерика? Ну, «истерика» у меня вырвалось, но, к сожалению, оно у меня правильное слово – почему такая истерика? Госорганы, уважаемые госчиновники вопят: «У нас дефицит электроэнергии!» Что случилось? У нас что, появились новые мощные производства энергопотребляющие? Мы стали выпускать новые миллионы тонн меди, стали, еще чего-то? Или у нас население в три раза выросло? Или у нас у каждого по пять кондиционеров или по три электромобиля? Что случилось? Откуда «у нас рост потребления?» — сказал Буркитбаев на YouTube-канале журнала Exclusive.
По его словам, он не видит, чтобы страна «так супер развивалась, чтобы энерговооруженность выросла».
«У нас 20 млн жителей. Простые цифры. И у нас 20 ГВт располагаемой или установленной мощности. Это много или мало? Ну давайте сравним Россию, Японию, я просто не владею цифрами. Что случилось-то? Казахстан внезапно вырвался в супер производители энергопотребляющих каких-то производств? Что, 10 заводов «Казахмыса» мы ввели или «Казхрома»? Что случилось? Или у нас майнинг супер развился? Или казахи стали в три раза больше электромобилей потреблять? Я не понимаю, что случилось? Откуда такая истерика?» — поинтересовался доктор физико-математических наук.
Также он поднял другую сторону вопроса строительства АЭС и гипотетического энергодефицита.
«Допустим, не хватает электроэнергии. Допустим. Этот вопросы мы обсудим. Почему нужно сразу делать АЭС? Если не хватает электроэнергии, нужно разобраться, почему не хватает и что делать? Это же вопрос вечный – что делать? Если не хватает электроэнергии, давайте строить новые энергогенерирующие мощности. При этом, мы как, допустим, у нас там старый «Жигули» разваливается в семье, и мы всей семьей решаем, что нужно купить новый автомобиль, мы что, будем покупать новую «Теслу», как вы сказали? Или новый Mercedes? Или обновленную версию китайского или корейского автомобиля? Это же главные вопросы: Есть у нас обслуживание? Есть у нас производство запчастей реально? Есть у нас топливо?» — добавил ученый.
Он отметил, что электростанция строится на 50-100 лет.
«То есть мы ежегодно, ежедневно будем тратить на нее топливо. У нас есть ядерное топливо для АЭС? У нас нет от слова совсем! И в принципе не может его быть», — подчеркнул Буркитбаев.