Астана. 15 января. КазТАГ – Рисками возможных перегибов при принятии новых норм в сфере борьбы с коррупцией обеспокоен депутат мажилиса Сергей Пономарев.
«Не секрет, что наши граждане часто сталкиваются с бытовой коррупцией. И любой вопрос у нас в стране можно решить за деньги. В вузах преподаватели просят мзду за хорошую оценку. В поликлиниках – за качественное лечение. Даже в банковской сфере, чтобы получить кредит, те же деньги, особенно если это льготный кредит, без этого не обходится. Законопроектом предлагается ввести уголовную ответственность за предоставление незаконного вознаграждения любому лицу, не являющемуся госслужащим. Логично, что ответственность несет как берущий незаконное вознаграждение, так и дающий его. Ну так даже дачу чаевых в кафе можно преподнести как криминал. Дал на чай, посадили за взятку. Вот скажите, пожалуйста, не будет ли перегибов при правоприменении? И очень важный вопрос, прошу пояснить, в каком случае дача вознаграждения будет законной, а в каком незаконной?» — обратился Пономарев к представителям генеральной прокуратуры на заседании мажилиса в среду.
Начальник департамента координации нормотворческой деятельности генпрокуратуры Альбина Маутова подтвердила, что положениями законопроекта вводится по аналогии со взяточничеством в государственной сфере ответственность за предоставление незаконного вознаграждения.
«Сейчас у нас имеется ответственность в Уголовном кодексе за получение незаконного вознаграждения, но для того, чтобы государство принимало все превентивные меры по борьбе с этим злом, в частном секторе эта ответственность тоже предусматривается. Что касается тех рисков, о которых вы сказали, мы думаем, что этот вопрос необходимо будет на практике регулировать, исходя от таких вот правил – у нас отношения между работниками и работодателем регулируется трудовым законодательством. В каждой организации частного сектора есть свои акты корпоративного управления. Также имеется отраслевое действующее законодательство. И если в этих актах предусмотрена возможность каких-то поощрительных мер в виде вознаграждений и бонусов, то здесь оно в орбиту уголовно-правовой сферы попадать не будет», — сказала представитель главного надзорного органа.
Она подчеркнула, что на подобные ситуации прямых запретов.
«Но если есть в отраслевых законодательствах, особенно это в общественно значимых каких-то функциях, то, естественно, здесь будет уже состав преступления по вот этой вот новой статье. Все эти меры применяются для того, чтобы в обществе сформировать культуру нетерпимости ко всем проявлениям коррупции. Поэтому мы думаем, что на практике правоприменительные именно так будут исходить в ходе расследования этих дел», — сказала Маутова.