Самоидентификация казахов. Перспективы становления национального государства

Я хочу сказать несколько слов об исторической судьбе казахов и о казахском неоконсерватизме. Казахский неоконсерватизм – это стремление жить по священным книгам и Корану. Суть казахского неоконсерватизма – казахский язык, казахское государство, ислам, казахская нация и казахская территория. Казахи – читающая нация, народ книги. А именно, какие книги для казахов наиболее смыслозначимые и целеполагаемые? Коран, интерпретатор Кожа Ахмет Яссави и родоначальник казахской мудрости Асан Кайгы – это идеологическая основа первой группы книг. Вторая группа – это первое степное право “Қасым ханның қасқа жолы”, затем “Есимханнын ески жолы”, затем – “Тауке ханнын Жети Жаргысы” и, наконец, “Нурсултаннын нурлы жолы”. Когда казахи переступят свои книги и законы, они покинут свою Родину или будут изгнаны, потеряют язык, государство, нацию, наступит конец казахской истории. Концепция “Нурсултаннын нур жолы” предполагает: первое – воссоздание казахского языка как государственного, второе – воссоздание казахской нации как модернизированной и соответствующей вызовам ХХI века. Н.Назарбаев доведет численность нации до 25 миллионов. Третье – воссоздание казахской государственности после колониального перерыва. Четвертое – релаксация ислама в Казахстане (уже построено и открыто свыше 1600 мечетей и медресе). Пятое – восстановление территориальной целостности Казахстана, делимитация и демаркация границ с соседними государствами. Таким образом, часть задач “Нурсултаннын нур жолы” решена, часть предстоит решить.

Одной из фундаментальных задач является задача национальной и политической модернизации, то есть, в течение ближайших 6-7 лет следует акцентированно решать проблемы национальной модернизации. Жизнь подсказывает, что политическая модернизация невозможна без решения национальной модернизации, поэтому стоит задача — воспользоваться потенциалом существующего авторитаризма для построения экономического либерального рынка, демократического политического устройства и консервативного, основанного на традиции, духа. Таким образом, предстоит в ближайшее время решить задачу национальной модернизации. Произойдет интеграция этнических масс в нацию современного типа. Необходимо создание таких условий, чтобы произошла переструктуризация казахского общества в современное общество двадцать первого века. То есть, до решения вопроса радикальной политической модернизации необходимо решить проблему национальной модернизации.

Одной из идеологических основ национальной модернизации и поиска казахской модели является “неоджадидистская” концепция. “Неоджадидистская” — является достаточно удачным сочетанием традиционного казахского начала (т.е., сохранение традиций и духовных ценностей казахов) с западными продвинутыми технологиями, при удовлетворительном политическом и демократическом трансформировании. “Неоджадидизм” в современном понимании – это реконструкция казахского государства, движение вперед без потери традиционных устоев нации. Существуют модели с игнорированием национальной модернизации, приверженность к которым может привести к катастрофическим последствиям. Нация может не принять политического реформирования. Необходимо, чтобы власть пошла на диалог и сотрудничество не с политическими оппонентами в виде оппозиции, а с национально мыслящей частью населения и национальной элитой, для решения вопроса национальной модернизации или решения национальной модернизации в рамках политической модернизации. В этом случае произойдет дальнейшее воспроизводство национальных традиций, языка, религии, воспроизводство духовных ценностей казахского народа, при достаточно эффективном экономическом развитии и реформировании экономического сектора.

Вообще, в настоящее время говорить серьезно о том, что не происходит демократизации политического устройства было бы неверно, поскольку существуют объективные внешние и внутренние факторы, которые будут подвигать государственную саморегуляцию в сторону демократизации. Конечно, процесс демократизации можно приостановить, но затем непременно последует рывок.

Задача национальной модернизации – это не только реализация статуса государственного языка, но и создание новой нации. Создание новой нации предполагает идентификацию, трансформацию национального пласта с включением инонациональных этнических групп. Я полагаю, что необходимо в рамках основополагающих демократических принципов создать возможность для добровольной ассимиляции и интеграции представителей неказахских этносов в единую казахскую нацию. Назрела необходимость в создании общенациональной концепции, без партикулиризации отдельных этнических начал, с выраженной интеграционистской формой, без сегрегации и деления людей на нации и религии.

Начинать нужно уже сейчас, с младшего поколения, со школьного и дошкольного обучения. Школьная программа должна быть унифицирована, с преподаванием на государственном языке. Хотя, вполне допустимо присутствие нескольких моделей с национальным языком преподавания (например, русские, уйгурские, узбекские школы), где на национальном языке давалось бы до 40% учебного материала, а 60 % — на государственном языке. Это необходимо для того, чтобы национальные меньшинства не теряли свою самоидентификацию, не забывали свой язык, культуру, традиции и т.д. Необходимо, чтобы выпускники национальных школ свободно говорили на государственном языке и могли бы конкурировать на рынке труда, могли бы занять любую государственную должность, вплоть до поста президента.

К сожалению, как отмечает В.Мироглов, русское население Казахстана в своем большинстве бойкотирует государственный язык, а казахская элита не предпринимает ничего значимого, с тем, чтобы преломить эту тенденцию. Объективно, нет стимулирования процесса ассимиляции и интеграции национальных меньшинств, а также не обеспечена лоялизация неказахского населения. Хотя лоялизация и языковая ассимиляция идет; это, скорее, спонтанный процесс, нежели целенаправленный. Например, в начале 90-х шел процесс политической лоялизации русского населения: тогда русские стояли перед выбором – гражданами какого государства они будут – России или Казахстана. Часть идентифицировала себя как россияне и уехала, большая часть посчитала своей Родиной – казахскую землю и осталась (с этническими немцами – обратный случай, они в большинстве покинули Казахстан).

Таким образом, национальная модернизация предполагает добровольную ассимиляцию и интеграцию неказахского населения в состав государствообразующего этноса. Следует отметить, что тюркским и мусульманским этносам интегрироваться значительно легче, чем, скажем, славянам, что объясняется языковой, религиозной и исторической общностью этих народов. Славянам же предстоит определиться с выбором: либо овладевать государственным языком, чтобы полноценно участвовать в жизни общества и государства, либо самоизолироваться в небольшие этнические общины без каких-либо перспектив на будущее. Это неизбежный исторический процесс. Часть неказахского населения будет адаптироваться к современным реалиям и постепенно ассимилируется. Незнание государственного языка, большей частью русскоязычного населения, способствует их вымыванию из общественно-политической жизни общества. Русский язык в качестве языка межнационального общения будет вытеснен государственным языком уже в ближайшем будущем. В настоящий момент русский язык является для государственного языка объективным препятствием, не позволяя полностью раскрыть потенциал казахского языка, сужая сферу его применения.

Государство должно направить свои усилия на расширение сфер применения казахского языка, стимулировать процессы языковой ассимиляции, в хорошем смысле слова. В унитарном Казахстане параллельно существуют три мира:

1) Казахскоязычный мир (казахи и казахскоязычные неказахи);

2) Русскоязычный мир (русские и русскоязычное население)

3) Тюркоязычное неказахское население.

Геополитические устремления казахского и русского этносов разнонаправлены, разновекторны и малоприемлемы друг для друга в силу объективных обстоятельств. Я полагаю, что уже происходит сближение казахского мира с тюркоязычным миром посредством овладевания последними государственным языком. Несомненно, что позиции казахского мира с каждым годом будут усиливаться, “отвоевывая” все новые и новые позиции у русскоязычного мира, причем без какого-либо силового варианта развития событий.

Казахскую толерантность, доброту и многотерпение нельзя принимать за слабость, казахскую интеллигентность нельзя принимать за отсутствие воли. Все государства и нации пекутся о своих национальных интересах, ставят эти интересы во главе угла. Поэтому они живут и процветают. Те же, кто махнул рукой на свое национальное достоинство – обречены на умирание как нация и сливаются с более сильными народами.

Казахи, как нация, развиваются очень динамично и в плане демографии, и в плане амбиций. Это – добрый знак. Актуальнейшая задача на сегодня – внедрение государственного языка в качестве языка межнационального общения. Решим этот фундаментальный вопрос – легко и свободно решим и остальные.