Постскриптум к тенгизскому некрологу

Зараженные дети Шымкента, карагандинские шахтеры, восстание в Шаныраке и Бакае, погромы в Атырау и даже сумасбродный Саша Коуэн – все это, как ни странно, звенья одной цепи. Экономические и политические проблемы продолжают усугубляться. Анализируя реакцию официальной Астаны, приходишь к неутешительному выводу: усилия направлены не на решение проблем, а, прежде всего, на пресечение недовольства. Беспрецедентный рост коррупции объясняется аморфностью власти. Никто не знает, чего от нее ждать. Нет гарантий, логики, законы не работают. Произвол повсюду, начиная от верхних этажей власти и заканчивая кооперативами собственников квартир.

События в Тенгизе – это, прежде всего, проблема коррупции. Что заставляет руководство области, города, предприятий вести преступную политику по отношению к местному населению? Ответ один – коррупция. Все покупается и продается в этой стране. Коррупция стала составной частью государственной политики, характерной чертой национальной культуры. В атмосфере коррупции обучаются студенты в университетах, воспитываются дети в школе и детских садах. Повсюду тотальные поборы и вымогательство. Средства массовой информации насаждают дух наживы и потребительства. Никто не задается вопросам: Как и на чем сделано состояние? На наркотиках, воровстве, взятках¸ убийствах, переливании зараженной крови грудным младенцам? Неважно. Это не имеет никакого значения! Успех любой ценой, любыми средствами – вот основной лейтмотив государственной идеологии. Обратите внимание, что до сих пор никто из виновных в чимкентской трагедии не понес наказания. Благополучно умыл руки бывший аким области, спокойно почивает в отставке и ждет нового назначения министр здравоохранения. И ни одна сука добровольно не подала в отставку, движимая угрызениями совести, собственными принципами! Единственная мотивация в поведении этих животных – страх перед разоблачением и неуемная жажда наживы. В такие минуты хочется воскликнуть: “Господин Президент, каких чиновников вы взрастили?! Каких ужасающих монстров возносите на высшие этажи власти!”. Личная преданность вне культурного контекста – весьма сомнительная гарантия. Впрочем, о каком судебном разбирательстве может идти речь? Ведь нити потянутся к верхним этажам власти, и тогда выяснится, что средства, выделенные из бюджета на цели здравоохранения, разворовывались на уровне министерства, главы правительства, депутатского корпуса.

Безнадежность и отчаянье в человеческих душах.

Протестная масса нарастает и приведет к социальному взрыву. Общество не может опуститься ниже критической черты. Не может вся страна превратиться в нацию воров, проституток, сутенеров, палачей и надсмотрщиков.

Чимкентские дети, погибшие шахтеры, английский комик на американских подмостках… Разрозненные звенья медленно соединяются в единую цепь.