Серик Туржанов: “Казахстан стал Кагазстан (Страна Бумаг)”

“Практически делается все, чтобы задушить национальный бизнес”

“Наводить порядок надо тогда, когда еще нет смуты”.

Лао-цзы

Пока вопрос налогов не станет личной проблемой для каждого гражданина, нормального Налогового кодекса в Казахстане не будет. Бизнесмены в одиночку продавить разумное положение вещей просто не в состоянии. Серик Туржанов, президент Ассоциации товаропроизводителей Республики Казахстан, средством для перелома нынешней ситуации видит всеобщее декларирование. В этом случае с налоговыми органами разбираться будет уже не только работодатель, а все население страны. Из других кардинальных предложений: отмена НДС и ввод 3%-го налога с продаж, налог на имущество оставить на прежнем уровне (1%), социальный налог на заработную плату понизить до 5% для всех.

Обращаясь к гостю дискуссионного клуба “АйтPARK”, Нурлан Еримбетов, его модератор, поинтересовался, не является ли повышенный интерес Серика Туржанова к новому Налоговому кодексу результатом того, что он собирается платить налоги (ведь налоги платят не все). “Налоговый кодекс – это основной регуляторный закон, который задевает не только бизнесменов, но и все население”, — ответил президент Ассоциации товаропроизводителей.

В настоящее время государство спихнуло на работодателей функцию сбора налогов. С одной стороны это привело к тому, что у чиновников меньше головной боли и шире поле придирок к предпринимателям, а с другой стороны – наемные работники не ощущают себя налогоплательщиками. Получая на руки “очищенную” от всех налогов зарплату, они освобождены от контактов с налоговыми органами, а вместе с тем и от процедур, позволяющих понять, что чиновники содержатся и на их деньги.

Существующий порядок вещей не делает вопрос о налогах – одним из приоритетов в жизни простого человека. Как результат, борьбу за оздоровление налоговой системы ведет маленькая группа бизнесменов, тогда как подавляющая часть общества остается безучастной. Г-н Туржанов предлагает ввести в Казахстане всеобщее декларирование, чтобы каждый гражданин платил налоги самостоятельно.

Для бизнесменов это позволит выплачивать зарплату “в белую” (без конвертов), а для наемных работников новый формат взаимоотношений с государством поставит на повестку дня вопрос о снижении налогового бремени. Появится огромное пространство для выработки адекватных подходов и компромиссов, создания справедливых правил игры.

“Сегодня малый и средний бизнес закрыл 60% занятости населения”, — подчеркнул гость “АйтPARKа”. “Когда чиновники говорят, что малый и средний бизнес дает 30% поступлений в бюджет, то надо давать правильное определение малого и среднего бизнеса. В Европе малый бизнес – это 50 млн. евро оборот и до 250 работающих. У нас малый бизнес – это 60 тыс. минимальных расчетных показателей (1 МРП – 1168 тенге)”, — заметил он.

То, что называется в Казахстане “малый бизнес” — уровень ниже плинтуса. Ведь если в 90-ые годы можно было открыть кафе при инвестициях $20-40 тыс., то сегодня данный показатель по Алматы $1 – 1,5 млн.

Средний бизнес, который является становым хребтом экономики, составляет в республике всего 2% предприятий. И переход из малого бизнеса в средний сопровождается резким увеличением налогового прессинга. “Мы все хотим платить налоги и спать спокойно, но, к сожалению, так не получается”, — констатировал Серик Туржанов.

“Бизнес – это не только деньги, но и творчество”, — отметил в ходе дискуссии президент Ассоциации товаропроизводителей. Для творчества нужна свобода, а вот ее совсем нет. “Практически делается все, чтобы задушить национальный бизнес”, — заявил г-н Туржанов, а потом привел раскладку по группам врагов.

В работе с предпринимателями Казахстан пошел по пути администрирования Запада. Однако проводящие в жизнь данную политику чиновники плохо представляют себе причинно-следственную связь. “Оксфорд и Гарвард, может быть, дают верхнее образование, но не дают среднего понимания жизни”, — подчеркнул гость “АйтPARKа”. Например, в республике применяется НДС (налог на добавленную стоимость), который появился на Западе как реакция на проблему перепроизводства. Но зачем он нужен в Казахстане, где производство минимальное? Вот и получается, что бизнес-климат хуже, чем в 90-ые годы, а “предприятия строить с нуля невозможно”.

Один из эффектов НДС в отечественной экономике приводит к тому, что малый и средний бизнес фактически субсидирует крупных недропользователей. Несмотря на абсурдность ситуации, такое положение вещей продолжается из года в год. Серик Туржанов считает, что раз сырьевики могут продавить удобные для них решения, значит, соответствующее лобби у них есть. Тогда как у отечественных производителей несырьевого сектора его нет. По мнению предпринимателя, экономика Казахстана состоит из двух самостоятельных частей. В первую входят кабинет министров, малый и средний бизнес, банки; вторая часть состоит из недропользователей и офшорных зон.

“В Казахстане взращен колоссальный пласт паразитов”, — отметил гость дискуссионного клуба. Они простираются от “КазМунайГаза” (“компания счастливых племянников”) до 57 контрольно-надзорных органов. Последние наиболее опасны, так как наделены обширными полномочиями. Например, они пытаются контролировать частные предприятия как государственные, то есть приходят к бизнесменам и спрашивают, на что они потратили заработанные деньги, с которых государство свои дикие налоги уже получило. “Какое их дело?!” — пытался апеллировать к здравому смыслу г-н Туржанов.

К числу опасных злодеев относятся и монополисты. Бизнесмен привел следующий пример. Чтобы получать не 500, а 1000 кВт электроэнергии, структура, приватизировавшая энергетическое хозяйство, требует с него инвестиций в себя на сумму $350 тыс. Кредо у монополистов простое: “Мы должны окупить, а развивать мы не будем”.

Отечественные банки – это отдельная “песня”. После того, как они попались в ловушку, расставленную западными финансовыми воротилами (“банкиры подсадили Казахстан на задолженность в $90 млрд.”), банковские ставки взлетели до таких размеров, что делает бессмысленным любое производство. “Нас – бизнесменов – отдали на прокорм банкирам”, — так видит ситуацию гость “АйтPARKа”.

СПК (социально-предпринимательские корпорации), “Самрук”, “Казына” — все это параллельная экономика, от которой основной массе экономических игроков нет никакой пользы.

Чиновники действуют по своей логике, которая предполагает, что повышение налогов приведет к увеличению поступлений в бюджет. При этом не принимается во внимание, что люди – не идиоты. Если человек создал производство на 200 рабочих мест, а взамен получает лишь головную боль, то он его либо закроет, либо уйдет в тень, либо уедет. А пока производство сворачивается, трудовые ресурсы бездельничают.

Разработчики нового Налогового кодекса, который, по сути, остался старым, хотят провести его принятие в парламенте до 8 октября текущего года. Серик Туржанов не против, чтобы его приняли хоть завтра, но пусть там будут всеобщее декларирование доходов, вместо НДС в 13% налог с продаж в 3%, налог на имущество на прежнем уровне (враги хотят довести его до 2%) и социальный налог на заработную плату понизить до 5% для всех.

В государственном руководстве никто не хочет брать на себя ответственность за снижение налогов. “Если некому взять ответственность – значит, нет профессионалов, нет патриотов” — считает г-н Туржанов. А обывателей президент Ассоциации товаропроизводителей просит не расслабляться: “Начнут с бизнесменов, закончат всем населением”.