“Люди легко теряют страх перед всем, что повторяется ежедневно”.
Николо Макиавелли
Типография “Комета – S”, печатавшая “Республику” и другие оппозиционные издания, остается в фокусе разработок правоприменительных органов. По версии финансовой полиции, предприятие якобы не доплатило в бюджет 3 млн. тенге налогов. За “нарушенный” бухгалтерский учет против Юлии Козловой, директора типографии, возбуждено уголовное дело.
Полтора месяца назад финполиция вывезла без описи все документы типографии, компьютеры и опечатала помещение, тем самым парализовав деятельность предприятия. Теперь, в отношении Юлии Козловой возбуждено уголовное дело. Состав преступления найден в том, что “Комета-S” печатала газеты не по 16 тенге (эта цена услуги, кажется налоговой службе рыночной), а по 10 тенге. На этой почве проверяющие структуры пересчитали прибыль типографии и пришли к выводу, что в бюджет не доплачено 3 млн. тенге. После акта налоговой службы в дело вступила финансовая полиция.
Юрист Сергей Уткин недоумевает, почему принцип трансфертных цен применяется к предприятию, которое не работает по экспортно-импортным операциям. Не говоря уже о том, как можно начислять налог с доходов, которых не было. Что касается претензии налоговиков по расходу бумаги (еще один пункт обвинений), то по их версии получается, что типография должна печатать газеты не расходуя при этом бумагу.
Салимжан Мусин, адвокат Юлии Козловой, на пресс-конференции в Алматы назвал возбуждение данного уголовного дела незаконным. Потому что гражданско-правовые отношения, непонятным образом переведены в уголовные. “Дело не в законодательстве, а в извращенном его понимании со стороны налогового комитета”, — отметил г-н Мусин. Потом он добавил: “Такое впечатление, что все управляется из одного центра”.
“Не печатай и спи спокойно”, — так понимает смысл преследования г-жа Козлова. “Голос Республики”, “Азат” и “Алга”, печатавшиеся в “Комете – S”, после парализации ее работы не могут найти для себя типографии. Когда из этих газет звонят куда-нибудь с предложением разместить заказ, им отвечают: “Вы знаете что случилось с “Кометой – S”?!”. Опасения бизнесменов понять можно. Тем более что налоговики и финполицейские никаких формул расчета для своих утверждений не приводят. “Вот 16, а у вас 10 и формула только чтобы посчитать разницу”, — сообщил Сергей Уткин.
Один из пунктов обвинения, представляет собой вилку. Налоговики в акте указали как неправильное, что взяли деньги в заем у учредителя без процентов. Под проценты деньги брать нельзя, потому что это уже банковская деятельность, а без процентов нельзя, потому что “налоговики” считают это незаконным.
“Мы показали аудиторам этот акт – они говорят, что такого просто не может быть”, — сообщила Юлия Козлова. Однако бывает. При этом, уголовное дело на основании данного акта ведет майор финансовой полиции Мурат Бекбергенов, следователь по особо важным делам из отдела тяжких и особо тяжких преступлений. Будто здесь фигурирует не маленькая типография, а большое нефтяное месторождение.