Казахстан “омолаживает” преступность

Сегодня в Казахстане наблюдается устойчивая тенденция роста преступности, особенно наиболее тяжких и опасных ее видов. Обострение криминогенной обстановки происходит в условиях разложения государственных институтов. Кризисных масштабов достигло падение нравственности. Рост подростковой преступности вкупе с интенсивным вовлечением молодежи в ряды организованных преступных групп становится одной из самых злободневных проблем, стоящих перед Казахстаном.

Как заявил глава МВД Казахстана Серик Баймаганбетов, за 11 месяцев 2009г. органами внутренних дел зарегистрировано 5 тыс. преступлений, совершенных несовершеннолетними, в том числе порядка 1,2 тыс. тяжких и особо тяжких правонарушений (около 117 убийства, 290 разбойных нападений, а также более 780 грабежей). В настоящее время, в органах полиции на учете стоит свыше 18 тыс. несовершеннолетних, из них более 1 тыс. ранее судимых, около 4 тыс. — подростки, потребляющие наркотики, около 2 тыс. — подростки, потребляющие спиртные напитки.

По данным PRI (организация “Международная тюремная реформа”), в Казахстане функционируют четыре воспитательных колонии и один локальный участок для девочек. Всего в воспитательных колониях содержится 471 несовершеннолетних, из них, в возрасте от 14 до 16 лет — 33 человека, от 16 до 18-ти — 375 человек, от 18-ти лет до 21 года — 63. В настоящее время, в республике выявлены свыше 20 тысяч детей с девиантным поведением, находятся более 16 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В социально неблагоприятных условиях, не получая необходимого воспитания и образования, проживают более 34 тыс. детей.

Происходящие в настоящее время судьбоносные изменения во всех сферах жизни Казахстана, незамедлительно оказывают влияние на состояние, структуру и динамику преступности несовершеннолетних. Молодыми людьми в возрасте 14–29 лет совершается более 50% преступлений в Казахстане. Криминализация населения в возрасте 14–17 и 18–29 лет демонстрирует определенную стабильность и сходство тенденций их изменений, что обусловлено существованием общих причин преступности в целом и по структурным элементам. Расширяется социальная база для пополнения групп риска за счет безработных, подростков, занимающихся мелким бизнесом, несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, юношей, демобилизованных из армии и не нашедших себе места в жизни, подростков из малообеспеченных семей и др.

Недееспособность властей адекватно реагировать на проблему “омолаживания” преступности, вызывает растущую озабоченность и недовольство казахской общественности. Как следствие, падает авторитет органов внутренних дел среди населения. Ситуация еще больше усугубляется смыканием “стражей порядка” с представителями криминальной среды на фоне тотальной коррупции в системе МВД.

В целом, по оценкам наблюдателей, “омолаживание” представителей криминальной среды, вовлечение подростков в совершение тяжких и особо тяжких преступлений, свидетельствуют о системном духовном кризисе в казахстанском обществе, что является прямым следствием отсутствия целевой и комплексной молодежной политики руководства Казахстана. Еще одним немаловажным фактором, который все больше подталкивает подрастающее поколение в “объятия” криминальных структур различных мастей, является сложная социально-экономическая ситуация в республике и безработица, усугубляющиеся в условиях тотальной коррупции и увлеченности правящей элиты укреплением собственной власти и материального благополучия.