Торнадо на политическом болоте

Мухтар Аблязов в свете “яичного инцидента” весь в шоколаде, а власть в тупике

“Вы против меня, глупцы?! Ну что ж… Но на моей стороне ваша тупость!”

NN

В политике допустимо все, но стоит разобраться, в чьих интересах допускается то или иное. “Яичный инцидент”, произошедший в Национальном пресс-клубе 27-го октября – это не только чрезвычайно зрелищное мероприятие. Он стал началом нового этапа в политической и общественной жизни страны, потому что отыграть назад невозможно. Уже сегодня видно, кто собрал прекрасные политические плоды на этом поле, а кому достался лишь негатив.

Если закидывание яйцами Владимира Козлова, Газиза Алдамжарова и Серикболсына Абдильдина от лица представителей национально-патриотического (этнократического) движения “Желтоксан” является инициативой властей, то для самой власти это очень тревожный звонок. Когда за политической сферой приглядывают и ею руководят “стратеги” и “идеологи” школы “авось”, то ничего хорошего ждать не приходится.

Привычка не соизмерять инструментарий с проблемой – одна из характерных со стороны правящей элиты и ее исполнителей. Вспомним хотя бы историю с убийством 14-летней Оксаны Никитиной в канун президентских выборов 2005 года, которое потом “списали” на ее несовершеннолетнего дядю. Это к теме “неконвенционального” политического оружия.

История с яйцекиданием вроде бы в русле современной демократической жизни и вписывается в западные стандарты демократии. Однако одно дело, когда яйца летят в сторонников строительства АЭС или участников гей-парадов, и совсем иной ракурс все это приобретает в этнически акцентированном Казахстане.

Напомним аргументацию “желтоксановцев”. Первое: по какому праву русский выдвигается на пост президента страны? Аргумент Сейтказы Матаева, руководителя Национального пресс-клуба, срочно спустившегося в пресс-зал для “гашения” разборок, что Владимир Козлов как гражданин Казахстана имеет такое право, не стал для “желтоксановцев” убедительным. То есть об уважении Конституции нельзя серьезно говорить даже на подобном уровне приложения политической культуры. После этого становится очевидной реальная цена идеологическим посылам властей “о значимости Основного закона страны в жизни граждан”.

Второе: плохое знание кандидатом в президенты казахского языка. Конституция в самом деле такой критерий выставляет (как и рождение на территории республики, 15 лет непрерывного проживания до момента выдвижения, возраст), но уровень владения государственным языком определяется не людьми с улицы, а специальной государственной комиссией. То есть, государственная компетенция и прерогатива гражданами страны не признается даже в этом вопросе. Есть те, кто готов немедленно взять подобную функцию на себя.

На дворе информационное общество, а потому внешне локальное событие – разборка в пресс-клубе – по своей сути не может быть малозначительным. Все, что получает тиражирование в СМИ, да еще в масс-медиа формата web2.0 (когда посетители сами создают контент), в современном мире обязательно имеет значение. Фактически партия “Алга!” прорвала созданную вокруг нее информационную блокаду. Тема стала интересной ряду зарубежных СМИ.

Слухи о межэтническом согласии, упорно распространяемые “Ак Ордой”, оказались сильно преувеличенными. Документальные свидетельства этого быстро разошлись по обычным масс-медиа и каналам Всемирной паутины. Языковая проблема тоже получила новое звучание. Раз власть за двадцать лет не смогла ничего путного сделать для обвладения гражданами государственным языком, значит, фактор казахского языка используется в качестве фильтра для устранения политически неугодных.

Можно еще добавить саммит ОБСЕ, который через месяц должен состояться в Астане. С высоких трибун будет крайне проблематично убедительно рассказывать об уникальном опыте этнической, языковой и культурной гармонии в полиэтническом Казахстане, населенном законопослушными и толерантными людьми.

В общем, государственные управленцы, которые по своей собственной глупости довели ситуацию до такого состояния, не могут заявлять о себе как о людях, находящихся на своем месте. Но сразу оговоримся, что это в рамках той версии, где заказчиком акции выступает власть. Как ей себя теперь вести с теми же “желтоксановцами”, которые устроили хулиганство, оскорбляли людей под прицелами видеокамер, угрожали физической расправой гражданам и погромом пресс-клубу? Если привлекать ресурс правоохранительных органов, то национал-патриоты получают ореол борцов и резко повышают свой политический статус. Если оставить без внимания – тогда это будет воспринято как открытие сезона политических безобразий. Потом придется иметь дело с куда более масштабными беспорядками.

Марионетки в ситуации, аналогичной казахстанской, могут запросто перекусить ниточки, за которые их дергают, и начать собственную игру. Что она будет из себя представлять уже в основных чертах понятно.

Теперь рассмотрим версию о причастности к случившемуся Мухтара Аблязова. Все более-менее осведомленные люди знают, что он шахматист. На этой почве фигура партии “Алга!” (можно в блоке “Народовластие” вместе с коммунистами) используется сама по себе, а фигура “желтоксановцы” сама по себе. Предупреждать их друг о друге не обязательно и даже вредно, поскольку теряется эффект натуральности. По яичному шоу в Национальном пресс-клубе видно, что никаких совместных домашних заготовок у спикеров пресс-конференции и срывающих мероприятие не было: каждый делал свое дело по собственным вводным. “Желтоксановцы” даже не догадывались, кто реальный заказчик их “народного гнева”, поскольку все было осуществлено через посредников.

Теперь подводим итоги. Беглый олигарх Аблязов весь в шоколаде. Его партия и медиа-холдинг – жертвы давления властей. Мало того, что иск в 100 млн. тенге нарисовали, так еще и беспредельные наезды с привлечением отморозков в публичном месте устраивают. Угрозы физической расправы над политическими деятелями заявлены внятно и широковещательно. Распространяемая официальная информация о межэтническом согласии и толерантности населения Казахстана не подтверждается событиями “на местах”. Конституцию никто не уважает. Хулиганские выходки правоохранительными органами не пресекаются.

Если Мухтар Аблязов всю эту музыку не заказывал в комплексе, а рассчитывал только на игру “Алги”, тогда шахматисту время пить шампанское. Власть сама преподнесла ему грандиозный подарок. А вот погасить все это дежурными средствами пожаротушения у Ак Орды не получится – крупный масштаб. Как она будет выпутываться из ситуации и насколько успешно – мы скоро увидим.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена