Трайбализм как основной инстинкт, способствующий рождению независимой прессы, посредством которой информационные технологии внедряются в систему межродового противостояния

Обзор казахскоязычной прессы

Одним из главных признаков, по которому определяется возможность применения к тому или иному СМИ понятия “независимое средство массовой информации”, является форма собственности. Если за газетой, допустим, стоит государство, государственные структуры, значит, данное издание не может претендовать на гордое определение “независимое издание”. Скажем, учредителями “Юридической газеты” (на русском языке) и “Зан газетi” являются два министерства. Независимыми данные издания назвать трудно, более того — это сугубо ведомственные еженедельники, питаемые из госбюджета. Чего не скажешь о массе других газет, чьими учредителями являются негосударственные структуры. Последнее обстоятельство, в свою очередь, дает им как бы моральное право именовать себя никак иначе, кроме как: “независимыми СМИ”. Объективно сегодня так называемой независимой прессы гораздо больше, чем “зависимой”. И своим рождением и старые, и новые независимые газеты и журналы всецело обязаны конъюнктуре рынка (включая и политическую конъюнктуру).


Как все начиналось? Нужна была бульварная, “народная” пресса, пожалуйста – вот вам “Караван”, вот “Какаду”. Расцвели “понедельники” (про “понедельники” поймут только алматинцы!). Решили заполнить нишу для VIP-персон, богемы — вот вам “Сезон” и др. аналогичные издания. Что касается казахскоязычной прессы, то здесь “независимые” издания заставили себя долго ждать. Но лед тронулся — в мире казахскоязычия тоже появились частные газеты: одни двуязычные, другие чисто казахскоязычные.


Безусловно, противостояние Акежана Кажегельдина и Нурсултана Назарбаева в этом смысле дало мощный толчок. Впервые после таких газет, как “Азат”, “Желтоксан”, пропагандировавших национал-патриотическую идеологию, но так и не смогших завоевать информационный рынок, появилась казахская газета, которая мало того, что кормилась не из госбюджета, посмела весьма злобно и открыто задевать первое лицо государства — словом, допускать вольности, о которых тот же “Егемен Казакстан” (главный официоз республики на казахском языке) и по сию пору мечтать не смеет. “Дат” стал поистине откровением для наивного в основной своей массе казахскоязычного читателя, поскольку там не было проказахских лозунгов Хасена Кожа-Ахмета, зато ставился доселе неслыханный вопрос о претензиях на высшую власть со стороны экс-пермьера. До “Дата” на юге страны, в Южно-Казахстанской области, где проживает около двух миллионов казахов, появилась газета “Айгак”, быстро ставшая популярной в южных регионах страны. Еще раньше появилась газета “Ак босага”, ориентированная на женскую аудиторию. Но именно “Дат” стал первой самой политизированной и в этом смысле самой “отвязной” газетой.


Сегодня страсти в обеих столицах несколько поутихли: президент и парламент РК избраны, и с этими итогами передовое международное сообщество вроде как согласилось; г-н Кажегельдин и носа не кажет в Казахстан; вместо “Дата” появился “СолДат”, и антиназарбаевские статьи, появляющиеся в нем, уже не шокируют казахскоязычную аудиторию. Но страсти накаляются ныне в регионах, а информационные технологии, использованные “Датом”, отчасти прогосударственным “Жас Алашем”, нашли свое провинциальное продолжение. В данном случае имеется в виду – Южно-Казахстанская область. Ситуация там сложилась следующая — пост главы областной администрации занимает Бердибек Сапарбаев, представитель крупнейшего рода Конырат, который автоматически повлек за собой острый конфликт между элитой коныратов и элитой другого крупнейшего и многочисленного рода, также обитающего в Южно-Казахстанской области, – Дулат. Другие казахские роды, более мелкие в количественном отношении, вроде Тама и пр. невольно вовлекаются в битву “народов”. Любопытно, что Конырат исторически относится к Среднему жузу, Дулат – непосредственно к Старшему (на чьей территории и развивается интрига), а Тама — к Младшему. Однако рассматривать все это в глобально-межжузовском контексте было бы неверно, поскольку шымкентские коныраты вросли в юг Казахстана еще несколько столетий тому назад и стали “коренными” южанами, как, впрочем, и те младшежузовские роды, волею исторических судеб
оказавшиеся на территории Старшего жуза – в Жамбылской и Южно-Казахстанской областях. Несколько же северных районов Кызыл-Ординской области (кстати, в которой Б.Сапарбаев правил еще до своего шымкентского столоначальства), что называется, по определению относятся к Младшему жузу. Основной же особенностью текущего внутрирегионального конфликта в этом случае, наверное, следует отметить тот факт, что между родами Конырат (К-т) и Дулат (Д-т) пошла самая настоящая информационная война с использованием собственных СМИ (см. материал “О шоп-турах ночной бабочки…”). Уже раскрученная газета “Айгак”, остаивающая интересы К-т, попала под огонь жесткой, “поливной” критики, исходящей от газеты “Ар-Дак”. Между прочим, это практически только что созданная газета, которая, соответственно, защищает цвета команды Д-т. Это издание еще 21 февраля предрекало, что после того, как главный редактор газеты “Айгак” вернется из заграничной поездки, он должен в 26-й раз посетить суд. Оказывается, этот г-н избил как то свою жену, и теперь она с ним судится. Эту семейную дрязгу “Ар-Дак” обещает своим читателям не упускать из вида. Конечно, и “Айгак” не остается в долгу. Так, например, в номере от 8 марта т.г. айгаковцы печатают заметку о приблудном щенке, подаренном им в редакцию. Кличку щенку дали – Ардак. Айгаковцы зловеще намекают: “…похоже на то, что недолго этому щенку тявкать”. Таким образом, получается, что те силы, которые создали “Ар-Дак”, изобрели ноу-хау, заключающееся в том, что своим рождением частная, а следовательно, независимая газета обязана обострению межродового противостояния в борьбе за кресло акима области, и далее — по нисходящей!. Поистине, трайбализм в описываемом случае стал основным инстинктом, благодаря которому появилась на свет еще одна новая и, что самое приятное, независимая газета на казахском языке… Короче: есть чем гордиться казахской журналистике и казахстанской демократии в целом! Вообще в Шымкенте наблюдается газетный бум. Там стала выходить газета под простым и ясным названием – “Кызык газет”, то бишь — “Забавная газета” (см. материал “О шоп-турах ночной бабочки…”).


В отличие от южноказахстанксих газет и тем, поднимаемых этими газетами, гораздо солиднее выглядит 32-полосный актюбинский еженедельник “Алтын Орда”, чей седьмой номер (от 03.03.2000г.) добрался-таки до южной столицы. Газета пытается играть, что называется, по серьезному, и разнообразие тем, направлений в этом смысле вполне оправдано. “Алтын Орда”, будучи молодым изданием, проявляет задиристый характер — не прочь задеть другие издания, постоянно использует для своих эскапад материалы, вышедшие в том числе и в популярной русскоязычной периодике. Некий Амангельды Мектепбаев, читатель из Кызылорды, вовсю высмеял газету “Ана тiлi”. Когда-то, пишет он, “Ана тiлi”, была мощной газетой, которую подняла идея возрождения казахского языка. Со временем, однако, в этой газете неожиданно появилось приложение “Алтын дария”, посвященное нефтяной тематике. Понятно, что газете надо было выживать, и поэтому такую трансформацию газеты многие простили. Одно непонятно г-ну Мектепбаеву: почему нефтяники спонсировали всего лишь какое-то небольшое приложение, газету в газете, тогда как на средства, обеспеченные “казахской нефтью”, выходит большой крупноформатный еженедельник “НП”, роскошные журналы “Нефть и газ”, “Каспиан”. Не потому ли, заключает читатель “Алтын Орды”, что эти издания выходят на неказахском языке? Но самое большое удивление у него вызвал тот факт, что теперь в газете появилось приложение “Евразия”, причем шапка набрана латинским (!) шрифтом (на английском), а само приложение издается на русском языке. “Как понимать такое?” — задается вопросом ушлый читатель. “Не означает ли это, что казахский язык проиграл, и с этим согласны даже учредители газеты “Ана тiлi” в лице академика А.Кайдара, главы общества “Казак тiлi” — сам же отвечает на свой вопрос Мектепбаев. Большая, на всю полосу, статья заместителя главного редактора Даурена Куата под названием “Вторая колонизация?” поднимает актуальные вопросы деятельности на территории страны иностранных инвесторов. Другой журналист “Алтын Орды”, Баян Сарсембина, анализирует проект налогового кодекса. По ее мнению, выношенный министром З.Какимжановым кодекс является едва ли не антиказахским (дословно – неказахским. – Ред.). Во всех материалах четко просматривается нарочито подчеркиваемая при каждом удобном случае линия, которую условно можно охарактеризовать как линию внушения: мол, именно эта газета (имеется в виду “Алтын Орда”) самая проказахская, именно эта газета берется защищать интересы западноказахстанского региона.


Любопытные материалы опубликованы были в последнем номере “Казак эдебиетi” (10.03.2000г.). Год назад в поселке Карасу, что находится буквально под Алматы, была закрыта школа-медресе при местной мечети. Об этой истории писали газеты, она была освещена электронными средствами массовой информации. Тогда речь шла о пропаганде ваххабизма, и даже управление мусульманского духовенства РК дало рекомендации силовикам по данному поводу. В итоге пакистанец Сматулла-кари, основной духовный наставник, был изгнан и вынужден уехать к себе на родину. Однако по прошествии времени один из тех, кто был слушателем и даже некоторое время служителем при Карасуской мечети, ныне студент КИМЭП (Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования) Улан Барласулы, в своем интервью, озаглавленном “Почему закрыли карасускую мечеть?”, высказывает суждение, что власти допустили ошибку, если не произвол. По его свидетельству ничего связанного с ваххабизмом в мечети и в проповедях пакистанского старца не было. Власти пошли на закрытие мечети из политических соображений, чтобы кто-то там, наверху, отчитался – религиозный экстремизм у нас не пройдет, а правоохранительные органы бдительны и работают. Ведь закрытие школы-медресе происходило на фоне антиисламской кампании, связанной со взрывами в Москве и т.п. Мнение же самого Улана таково: нацию спасет только праведный путь, т.е. путь ислама. Закрытие же таких медресе – это, по сути, вред, наносимый духовности и зрелости казахского общества. В этом же номере литературно-культурного еженедельника обозреватель Думан Рамазан приводит интересные факты и подробности гибели Кейки-батыра, который был сподвижником лидера казахского антицарского вооруженного восстания 1916 года Амангельды Иманова. Он был отличным стрелком, снайпером, и после того, как большевики взяли власть в Казахстане, он продолжал оставаться партизаном. В конце концов в 1923 году один из множества отрядов красных, направленных по его следу, выследил его и уничтожил вместе с беременной женой. В подтверждение своего успеха красноармейцы отрубили голову и одну руку знаменитого стрелка и увезли в бывший уездный город Тургай. Впоследствии (в 1926 году) череп Кейки благодаря “трудам” антрополога и исследователя по фамилии Букинич оказался в… Ленинграде и ныне до сих пор находится в “закромах” фонда антропологии и этнографии. Статью Д.Рамазана предваряет врезка, в которой проводится аналогия с ханом Кенесары, который также восставал против Российской Империи. Его череп, как известно, тоже находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, еще с позапрошлого века…


Как и следовало ожидать, “СолДат” (от 29.02.2000г.) первым из казахских газет отреагировал на банные приключения известного оппозиционного политического деятеля Сейдахмета Куттыкадама – “С легким паром”, или Сейдахмет, ты мужчина!”. Приводятся слова самого героя: “Тем, кто любит заглядывать под чужое одеяло, получать удовольствие от подсматривания, советую срочно лечиться”. Вновь в номере несколько антиназарбаевских статей. Одна касается декабрьских событий — в ней подвергаются остракизму воспоминания Н.Назарбаева по этому поводу.


Как всегда, ничем не проявил себя в отчетный период “Егемен Казакстан”. Информационно малонасыщенным прошел неделю и “Жас Алаш”, предрекающий через рубрику “Слухи” (номер от 11.03.2000г.) возвращение бывшего министра сельского хозяйства Джанибека Карибжанова во власть – вполне возможно, он станет акимом Акмолинской области. Заслуживает внимания статья доктора исторических наук Азимбая Гали на тему колонизации Казахстана сквозь призму демографических проблем. Прослеживается мысль, что с русскими надо держать ухо востро.