Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву открыть в Астане свое представительство
Виктор Антонович — человек увлеченный. Это стало ясно с первых минут нашего знакомства. А произошло оно в «предбаннике» зала приемов алматинской гостиницы «Достык». Ректор МГУ как будто заново переживал два последних дня, рассказывал о встрече с президентом Назарбаевым, делился мыслями о будущем сотрудничестве. И совсем «не замечал» сотрудниц местного Министерства образования и науки, которые корчили мне ужасные гримасы. Прием в честь высоких гостей уже начался, Садовничему предстоял ответный тост. А тут, как на грех, журналист объявился.
Что ж, чарку за доброе дело поднять надо, и всенепременно. Но и выговориться моему собеседнику хотелось… Чувствовалось, что в Казахстане он искал ответы на вопросы, которые его давно мучили. И, кажется, нашел. А теперь пытался «обкатать» свои выводы на свежем слушателе. Виктор Садовничий говорил с президентом, о коллегами-учеными, а потом и с журналистом — о том, что наболело.
Да, Россия, подчас не может соперничать с развитыми странами в области новых технологий — особенно, если они не военные. Да, не хватает денег на исследования, а зарплата ученых по-прежнему напоминает моральное поощрение. Все это так.
Но Россия может и должна экспортировать свои образовательные технологии, размышлял вслух Виктор Антонович. Казахстан — вполне подходящее место для такого мирного и вполне цивилизованного «экспорта».
Конечно, заглянул в Казахстан ректор МГУ отнюдь не для того, чтобы отведать сочный бешбармак и произнести здравицы в честь приятных хозяев. Его пригласили для участия в международной конференции «Наука третьего тысячелетия», которую организовало министерство образования и науки Республики Казахстан. Из разных стран съехались более 300 гостей. С приветственным словом к ним обратился глава государства. Однако личной аудиенции удостоились только трое: два нобелевских лауреата — физики Жерар Т.Хуфт и Клаус фон Клитуинг. И ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий. Скорее всего, тем самым Нурсултан Назарбаев хотел показать: республика заводит новых друзей, но и от старых отказываться не собирается.
Впрочем, дружба дружбой, но и денежки считать необходимо. Кануло в Лету расхожее представление об ученом, эдаком рассеянном чудаке-профессоре, который ну совершенно не приспособлен к жизненным реалиям. Встреча в Алматы убедительно доказала: если такие ученые и существовали, их время закончилось в XX веке. Сегодняшняя наука немыслима без толкового и дальновидного менеджера. Как сказал мне один из участников встречи, «хорошие мозги — это товар. И его надо продать…».
В Казахстане вовремя спохватились. Запасы нефти, газа, золота когда-то закончатся. И стали продвигать на рынок ходовой товар — открытия и идеи. Нельзя сказать, что от «покупателей» отбоя нет. Но вот уже бизнесмены из Кемерово финансируют производство анальгетиков нового поколения, которые изобрели казахстанские химики. Онкологический центр в Хьюстоне (США) взялся помочь совместному производству противоопухолевых препаратов. В местном физтехе научились добывать кремний из отходов фосфорной промышленности, что, в свою очередь, открывает новые горизонты в микроэлектронике. И вокруг этого проекта кругами ходят иностранные инвесторы.
Одним словом, пережив свою клиническую смерть (перестройка, суверенизация и массовая эмиграция), наука тем не менее выжила. В немалой мере потому, что, как сказал мне вице-министр академик Е.Ергожин, «наиболее умные и толковые ректоры наших вузов и не прерывали связи с Россией — как бы трудно ни было».
А было по-всякому. И если честно, то оба государства сильно задолжали своим ученым. Я, конечно, имею в виду не только зарплату…
Возьмем, к примеру, создание Казахстанско-российского университета. Если не ошибаюсь, идея эта возникла в бытность премьером В.Черномырдина. Окончательно оформилась при Е.Примакове — он даже подписал соглашение по этому поводу с казахстанским президентом. Но забушевали предвыборные страсти — и в России, и в Казахстане. И хорошее дело отложили «на потом»…
Надо оказать, что по обе стороны границы инициативные, неравнодушные люди имеются. И они действуют — не дожидаясь манны небесной от политиков. Об одной такой энтузиастке Людмиле Дементьевой мне уже доводилось писать.
Людмила Владимировна вот уже шестой год методично и упорно, с горсткой единомышленников сражается в общем-то за простую идею: Россия должна позаботиться о своих соотечественниках, оставшихся за рубежами родины. Никакой митинговщины, никакой благотворительности. Нормальный деловой расчет: Россия может и должна прирастать молодыми талантами из Казахстана. Более 30 российских вузов принимают у себя студентов, которые сдают экзамены у себя дома, в православном обществе «Светоч», а учатся в России…
Людмила Владимировна — талантливый организатор. Но не ученый, даже не кандидат наук. А такое дело стоит освятить не только напутствием патриарха, но и словом маститого ученого – такого, как В.Садовничий.
…
Научная конференция в Казахстане не была богата на конкретные результаты. Да это и не планировалось. Подобные мероприятия — всегда больше смотрины.И тем важнее, что президент и ректор договорились о творческом союзе. Договорились, оставив за скобками меркантильные подсчеты
— кому это выгодней? России? Казахстану? Где осядут после университета выпускники и не потрачены ли будут вхолостую бюджетные деньги?Здесь нет противоречия. Да, ученый в рыночных условиях должен дружить с калькулятором и уметь считать деньги. Особенно, если они бюджетные. Но не надо скаредничать. И когда ректоры российских вузов дают от ворот поворот абитуриенту лишь потому, что у него нет российского паспорта (а таких примеров, увы, немало), они обедняют не только свой вуз, но и подрывают будущее России.
Есть еще одна выгода для России: политическая. Сегодня она просматривается пунктирно, но тем не менее реально существует.
Не знаю, как в других бывших союзных республиках, а ныне независимых государствах, но в Казахстане у руля образования стоят пока еще люди, симпатизирующие России. Во многом потому, что сохранили добрые воспоминания о родном вузе, не растеряли друзей и наставников. Вице
—министра Е.Ергожина, защитившего докторскую диссертацию в 33 года, в свое время поддержали московские издания и ЦК ВЛКСМ. Министр Крымбек Кушербаев учился в Академии общественных наук. С российскими учеными, лично Виктором Садовничим, у них не только деловые, но и дружеские отношения. И это очень важно.Потому что Россия уже неосмотрительно «уходила» из Центральной Азии
— в начале 90-х. Теперь возвращается понемногу. И надо успеть вернуться, пока у руля не встали мальчики, выросшие в Бостонах и Оксфордах. Как-то они станут рулить?Это хорошо понимает президент Казахстана, который уже столкнулся с проблемой «дерусификации». Думаю, что, поддержав ректора крупнейшего российского вуза и видного ученого, Назарбаев не прогадал.
Как и тысячи будущих абитуриентов, студентов и аспирантов. И не только МГУ
— можно надеяться, что хороший пример окажется заразительным.Кропотливое это дело
— выращивать таланты. И оно не может быть заботой только энтузиастов-одиночек, какими бы самоотверженными они ни были.И вот еще какая деталь. Садовничий сказал мне, что полгода назад МГУ открыл свое представительство в Пекине. Хотя до Астаны путь вполовину короче. Русский с китайцем братья навек
— это еще Вано Мурадели тонко подметил. Так ведь мы, казахстанцы, не дальние родственники.…
А к праздничному дастархану ректор МГУ не опоздал. И поднял бокал — за наше общее будущее. Как важно везде успеть вовремя.