Газете “Республика”, оказывается, исполнился год. Широкая казахстанская общественность и остальное прогрессивное человечество могли бы остаться в абсолютном неведении об этом замечательном событии, если бы редакция аналитического, как она себя называет, еженедельника в последнем номере не уведомила читателей большой “шапкой” на первой полосе: “Мы с вами ровно один год”.
За остальных граждан республики отвечать не беремся, но в отношении нас это явное преувеличение. Мы-то потеряли интерес к ныне годовалому изданию еще на третьем-четвертом месяце его существования. В тот самый волнующий момент, когда у нормальных малышей только-только начинают зубки прорезаться.
Есть в нашей редакции парнишка, среди непыльных обязанностей которого есть и такая: ходить по городу и покупать всякие газеты. Под страхом немедленного увольнения без выходного пособия он обязан доставлять все свежие номера сколь-нибудь значимых республиканских изданий. Дабы мои коллеги были в курсе того, чем же занимается остальная журналистская братия Казахстана. Иногда, случается, по молодому делу он забывает прикупить пресловутую “Республику”. Но ничего, пока работает…
В общем-то, небольшая для нас радость листать страницы издания, созданного, как нам кажется, всего лишь для одной цели – последовательно и неуклонно “мочить” премьер-министра РК и одного из его заместителей. Миллионы обличительных слов в тоннах газетной бумаги могут до тошноты надоесть даже самому невзыскательному читателю. Боже праведный, спаси и оборони нас от мысли и намерений вступаться в защиту правительственной верхушки! Конечно, у Касымжомарта Кемелевича и Даниала Кенжетаевича несуразностей, нелепостей и очевидных промахов в порученной работе, безусловно, выше крыши. И мы при всякой возможности указать на них соответственно и поступаем.
Но делать из них “главных героев” каждого номера в отличие от юного юбиляра нам не дают кодекс профессиональной этики и чувство искреннего уважения своих читателей. Мы вполне допускаем мысль, что одному бывшему министру не нравятся один сегодняшний премьер и один его заместитель. И этот экс-министр может изливать свою неприязнь и нелюбовь к ним при помощи наемного журналистского труда. В конце концов кому- какое дело, на что человек тратит непосильным трудом нажитые деньги. Мы все же полагаем, что наших сограждан интересуют и множество других животрепещущих проблем, помимо злополучного “сотого” правительственного постановления или “афиллированности” бывшего павлодарского акима с американцами из “Аксесс Индастриз”.
Кстати, о янках. Бывший министр обороны США, а потом уже и генеральный секретарь НАТО генерал Хейг высказал как-то кажущуюся парадоксальной мысль: “Есть вещи поважнее мира на земле!” При вдумчивом осмыслении этой фразы с ней может согласиться и самый отъявленный пацифист. Нам думается, что есть вещи поважнее публичной эпистолярной войны с руководством кабинета министров. Потому мы и не ведем иссушающих и взаимно опустошающих PR-войн. С кем бы то ни было. К тому же, будучи предрасположены к диалектическому взгляду на историю, мы хорошо понимаем, что однажды количество выплеснутого на головы соотечественников негатива может перейти в опасное качество. И возникнет ситуация, в которой население уже не будет разбираться в том, кого же “мочить” первым – кабмин ли, газету ли “Республика”, или еще кого другого. А может, и всех вместе…
В отечестве нашем кричат и вопиют сотни острых, жгучих и неотложных проблем. И мы видим свою профессиональную обязанность в том, чтобы обнажать их, привлекать к ним внимание общества и государственных мужей.
Мы бы не заметили годовщины газеты “Республика”, если бы в ней в последнем номере не была бы опубликована статья с претенциозным названием “Стою у зеркала кривого и вижу “Мегаполис” в нем”, на что обратили наше внимание некоторые читатели “Мегаполиса”. Несколько строчек в нашем обзоре республиканской печати родили на свет в “Республике” материал размером в четверть большой газетной полосы. И все это написано ради нескольких строк. “Мы, утверждают “республиканцы”, не критикуем премьер-министра или его заместителей, министров, акимов и так далее, мы критикуем их действия, которые наносят ущерб всей стране и всему обществу”. Ничего более бессмысленного и алогичного нам в последнее время читать не доводилось. Ведь любые конкретные действия всегда связаны с конкретными целями, мыслями и устремлениями конкретного человека. “Республика”, чья тотальная война с Токаевым и Ахметовым давно уже выглядит откровенным моветоном, во-первых, пытается оправдать нескрываемую ангажированность редакционной политики, оплаченной щедрым нанимателем, и во-вторых, дезавуировать некоторые средства массовой информации, вскрывающих истинные причины ее неустанной “заботы о стране и обществе”, выражаемой весьма своеобразно – оголтелой критикой премьера и его зама.
Есть, как мы догадываемся, еще одна причина появления в свет статьи про “кривое зеркало”. Достоверно известно, что “Республика” сегодня переживает — далеко не лучшие времена. Ее тираж, указанный в выходных данных, – 18 200 экземпляров далеко не соответствует истинному показателю. И это понятно. Даже легиону казахстанских чиновников, кому, в общем-то, и адресовано это издание, уже давно прискучило бодание “теленка” -“Республики” с “дубом”-Токаевым. Наверное, редакторы “аналитического еженедельника” полагают, что их “наезды” собратьев по перу каким-то образом оживят вялый интерес читателей к их продукции.
Ситуация эта давно описана в древних источниках: “Блажен кто верует…”