Новый посол России с оценками не торопится

Обзор журнала

“КонтиненТ” на протяжении уже третьего номера самое пристальное внимание уделяет событиям в России. На сей раз политолог Султан Акимбеков осмысливает заявление помощника президента России Сергея Ястржембского “о готовности начать бомбардировки данных лагерей” (лагеря для подготовки чеченских боевиков в Северном Афганистане). По мнению политолога, подобное заявление не случайно. Наметившаяся тенденция новой внешней политики России – поворот в сторону Центральной Азии – продолжает набирать обороты. И не случайно, что во время инаугурации были применены символы, связанные с именем Александра Невского, решительно использовавшего союз с Ордой для сохранения российского княжества. По мнению автора статьи, “для возвращения России в Центральную Азию сложились чрезвычайно выгодные обстоятельства. Сегодня Россия может предъявить государствам региона свой единственный, но реальный козырь – проблемы безопасности”. И здесь кроется разгадка того, почему Узбекистан сейчас усиливает пророссийскую ориентацию. Создание буферной зоны, о которой во время визита Путина в Ташкент, очевидно, договорились лидеры двух государств, не может обойтись без помощи российской армии. И заявление помощника главы российского государства – демонстрация силы. Вывод, сделанный Султаном Акимбековым, у некоторых вызовет раздражение, но действительность такова: “Инициатива в регионе сейчас явно принадлежит Москве. Особенно это бросается в глаза на фоне изменений в расстановке сил в регионе в целом… Чем громче Москва говорит об “афганской угрозе”, тем сильнее позиции России в Центральноазиатском регионе”.


Продолжением российской темы в журнале стало интервью с новым послом России в Казахстане Юрием Мерзляковым. Нельзя не отметить, что дипломат весьма решительно собирается отстаивать интересы России в Казахстане и имеет четкие позиции по ряду принципиально важных вопросов во взаимоотношении наших государств. Прежде всего это позиция по Байконуру, правовому статусу Каспийского моря. Отвечая на вопрос, связанный с разделом Каспия на национальные секторы, г-н Мерзляков предельно корректно, но твердо заявил: “Подходить к данному вопросу квалифицированно и ответственно… То, что мы с вами в конечном счете разграничим, будут участки дна, на которых наши государства станут обладать суверенными правами на недропользование, и не более того. Речь идет о разграничении юрисдикции в отношении минеральных ресурсов морского дна, опять же – не более того. Поэтому у меня вызывают отрицательную реакцию некоторые сообщения казахстанских СМИ”. Не станем полностью приводить далее ответ посла, важно понять, что российская сторона будет отстаивать буквально каждый метр Каспия. И здесь хотелось бы сразу заметить. Юрий Мерзляков, начиная ответ на этот вопрос, привел слова Декарта: “Определяйте значения тех понятий, которые вы используете, и вы избавите мир от половины его заблуждений”. Очевидно, главное в предстоящих новых переговорах по Каспию – определение значения понятий, и тогда мы избавимся от многих недоразумений.


Из интервью вытекает и следующее: Россия будет бороться за права соплеменников в Казахстане. И, наверное, слова об “использовании возможностей, которыми обладают уже не судебные органы, а высшие власти Казахстана” и надежде “на проявление гуманности и снисхождения с учетом наших двусторонних отношений” будут относиться в целом к любой ситуации с русскоязычным населением, а не только к группе Казимирчука (Пугачева).


Еще один материал, связанный с Россией, — отставка Виктора Калюжного и его новое назначение. Автора статьи Александра Федорова это событие волнует лишь в том ракурсе, не изменится ли политика России в области экономических отношений с Казахстаном. Вывод таков: “…уход из Минэнерго России В. Калюжного никоим образом не отразится на объемах транзита казахстанских углеводородов через территорию России”. Существуют геополитические интересы и интересы национальных компаний, которые позволяют утверждать, что “политика нашего северного соседа по отношению к Казахстану по-прежнему будет застрахована от разного рода неожиданностей”.


Как будет строиться государственность в России с учетом новых законов (в случае их принятия), предложенных Владимиром Путиным для укрепления федеральной власти, — тема статьи Владимира Сергиенко. В целом весь номер посвящен казахстанско-российским отношениям, связанным с появлением молодого лидера в России. При всем том, что публикации на эту тему содержательны и информационно насыщенны, можно посетовать на то, что в номере нет высказываний на эту тему экспертов (впрочем, Султан Акимбеков — сам один из ведущих политологов, но есть ведь и иные точки зрения на происходящее. Очевидно, стоит и их привести).


Специальный репортаж Алексея Иконникова отдает “заказухой”, и компоновка иллюстраций несколько не соответствует содержанию (это уже вина секретариата).


Татьяна Абраменко не соглашается с официальными заверениями об экономическом росте страны. На конкретных цифрах она рассматривает ситуацию в различных отраслях экономики и приходит к выводу: “На самом деле говорить о сколько-нибудь стойкой тенденции к экономическому росту пока еще рано. Какими бы супервысокими ни казались приведенные цифры, при здравом анализе очевидно, что для достижения такого результата необходимы кардинальные изменения в экономике, которые за столь короткое время невозможно было осуществить”.


Главной темой номера стали вопросы местного самоуправления. Законопроекты, реформирующие местное самоуправление, сейчас находятся на рассмотрении в парламенте. Однако дискуссии на эту тему продолжаются. По мнению многих, представленные законопроекты не снимут всех проблем, связанных с властными функциями местных органов власти — как представительных, так и исполнительных. Авторы публикаций политолог Талгат Исмагамбетов, Александр Федоров, Болатбек Аскаров затрагивают различные аспекты этого вопроса. В том числе и правовые, а также исторические. Как должно идти реформирование местных органов власти? На этот вопрос никто из авторов не отвечает, а их публикации порождают еще больше вопросов. Очевидно одно: реформирование местных органов государственной власти и самоуправление невозможно без изменений в Конституции, как бы мы ни лукавили.