Умеем ли мы управлять хозяйством?

Словарь иностранных слов дает следующее толкование понятию «экономика» – совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества (э. феодализма, э. капитализма, э. социализма); экономика определенной страны характеризует, исходя из господствующего в стране способа производства, состояние отдельных отраслей хозяйства, уровень производительности труда и т.д. Экономика отдельных отраслей хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) характеризует особые формы проявления общих законов данной общественно-экономической формации в данной отрасли производства. Второе значение этого понятия – название науки, изучающей данную совокупность производственных отношений. С греческого oikonomia переводится как управление хозяйством.


Умеем ли мы управлять хозяйством? Что знаем мы о том, как предотвратить кажущиеся неизбежными катаклизмы в том сложном хозяйстве, что зовется экономикой страны? Пожалуй, вот то первое, что приходит в голову после знакомства с книгой “Нелинейная экономика”, презентация которой состоялась в Алматы 8 июня. Ее авторы — юристы Виталий Воронов и Абай Ильясов, экономисты Александр Перегрин и Виталий Розе – хорошо известны прогрессивной аудитории казахстанского общества. Все они были депутатами Верховного Совета (Перегрин и Розе – дважды) — следовательно, входили в число фигурантов большой политики в нашей стране.


По-разному складывается судьба у людей. Будучи одними из самых оппозиционно настроенных депутатов (по их инициативе в Верховном Совете 12-го созыва была организована депутатская группа “Прогресс”, доставившая немало хлопот чиновникам), сегодня они решили сменить мечи на орала. То, что они отстаивали в яростных спорах с правительством, друзья решили воплотить в жизнь. После разгона Верховного Совета 13-го созыва в 1995 году трое из них уехали в Караганду и там разработали программу, которая в большей степени и послужила основой “Нелинейной экономики”. Программу “Сары-Арка”, предусматривавшую совершенно новые подходы в разгосударствлении предприятий и приватизации объектов, поддержали на правительственном уровне. За два с лишним года в Карагандинской области был достигнут рост производства, хотя до этого наблюдался спад. Смена руководителя области привела к тому, что авторов программы обвинили в присвоении государственного имущества. На Виталия Розе и Абая Ильясова было заведено уголовное дело (а в ходе следствия их вину не обнаружили, но Генеральная прокуратура по-прежнему воюет с Розе). В знак протеста Александр Перегрин ушел с работы в администрации главы государства, где занимался аналитической работой.


“Нелинейная экономика” – плод тех яростных споров о том, как можно реформировать экономику. Основой книги стали опыт Германии, разработки казахстанских ученых-экономистов Саука Такежанова, Сайлау Байзакова и Раушана Елемесова. Без них, как заявил на презентации книги Александр Перегрин, такой труд вообще не был бы создан. О чем же она — книга, “написанная не профессионалами, а любителями”? Да о том, что управлять хозяйством мы не умеем по-настоящему. Одни — в силу того, что не интересуются экономикой, считая, что это – удел высших чинов. Другие – в силу догматических взглядов на происходящее. Ведь трудно согласиться с тезисом о том, что существующие макроэкономические теории не подходят нам потому, что мы живем в совершенно другое время и некоторые теории просто-напросто не учитывают особенности управления хозяйством в нашем государстве. Как пишут в предисловии авторы, “очевидная неприменимость учения любой из макро-экономических школ для описания практически любого из переживаемых нашими странами периодов заставила, во-первых, критически рассмотреть известные экономические учения, а во-вторых, попытаться построить собственную теорию макроэкономики, хорошо описывающую наблюдаемые как в старых, так и в новых государствах процессы”.


Ядром нового учения стала вихревая теория инфляции. Методики расчетов, учитывающих вихревой характер инфляции, и стали тем краеугольным камнем, легшим в основу книги. И то, что предлагают нам авторы книги, заключается в том, чтобы по-новому изучать экономику. Точно рассчитать будущие инвестиции, инфляцию, потребление и занятость любому заинтересованному лицу помогут таблицы расчетов, приведенные в книге. Скажу сразу, что книгу, состоящую из одиннадцати разделов, смогут воспринять далеко не все. Не удивлюсь, если ученые первыми выступят против такого подхода к изучению экономики. Но давайте отрешемся от догм и попробуем взглянуть по-другому на экономику, ее изучение. Пушкинское “мы ленивы и не любопытны” в очень большой степени относится ко всем нам, потому что мы не хотим напрягать свои мозги, получать новые знания, стремиться к новому. В сущности, книга есть не что иное, как результат коллективного размышления вслух. Но ведь и мы на кухне частенько говорим о том же самом. Просто авторы вооружены знаниями, опытом и потому последовательны в изложении своих взглядов и построении концепции нелинейной экономики. Кстати, последнее словосочетание можно толковать по-разному. А дело в том, что надо просто приподняться над обыденностью и попытаться по-новому взглянуть на то, как можно управлять хозяйством.


Специалистов, пожалуй, привлекут 4-8-й разделы книги, в которых, собственно говоря, и излагаются новые подходы к экономической теории. Людвиг Эрхард, утверждавший, что экономика – инструмент для решения гораздо более высоких задач, — пример для подражания. И вслед за ним авторы предлагают отказаться нам от прибыли как цели в экономике. “Наверное, Эрхард знал об экономике как системе гораздо больше, чем об этом в те времена знал остальной мир… Может быть, поэтому и результаты деятельности Эрхарда были просто потрясающими, а эффективность экономики послевоенной Германии – предельно высокой (судя по темпам развития)? Может быть, отказ от прибыли как абсолютной цели экономики, учет более широких систем, чем просто “экономика”, действительно позволяют обеспечить более приемлемые показатели для большего числа желаемых характеристик, в том числе – и максимизировать прибыль без особых потрясений?”.


Такой подход может многих насторожить, поскольку непросто отказаться от привычных взглядов. Но что ж, участь первопроходцев такова – пионеров зачастую не понимают, а потом превозносят. Может и в данном случае оказаться так. Самое главное – книга написана неравнодушными людьми, и это то, что надо. “Мы говорили, что экономика – это язык описания системы, отражение нашего знания системы… Мы – люди – строим свое поведение в системе в соответствии с нашими знаниями, каким бы путем эти знания ни были получены”.


“Нелинейная экономика” выпущена в издательском центре общественного фонда “Интерлигал” в Казахстане тиражом 500 экземпляров. Но люди неравнодушные смогут найти ее и прочитать, несмотря на маленький тираж. Время рождает новые знания. Глупо отрицать эту банальную истину. Другое дело, что мы, люди, очень часто отвергаем новое именно потому, что “ленивы и не любопытны”.