Политические страсти накаляются — как это звучит банально! В период предвыборной президентской кампании возможно даже невозможное. Чему мы все с вами и являемся свидетелями.
Любые выборы есть конкуренция. Она бывает, как известно, честная и нечестная. У нас, к сожалению, предвыборная гонка началась плохо, грязновато. А ведь еще впереди целых три месяца!
Разделение людей — неизбежный спутник любой политической жизни, не потому ли политика считается грязным делом? Но вопреки общепринятой глупости побеждает в политике не тот, кто успешнее всего разделяет (с надеждой властвовать), а тот, кто умеет соединять различные интересы. Посмотрим, как же разделились участники нашей политической жизни.
По ту и эту сторону решетки
Это разделение существенное. Кулов и Тургуналиев оказались на скамье подсудимых. Самое интересное — и власть, и оппозиция убеждены на 100 процентов, что это произошло закономерно. Только причины закономерности называются разные.
О Тургуналиеве даже говорить не хочется. Я не верю, что он устраивал какой-то заговор. Скорее всего, просто по своей неодолимой привычке ругать Акаева попал в какую-то криминальную компанию. А вот с Куловым…
Оппозиция твердит, что Кулова судят за намерение стать президентом. За уход в оппозицию. И что суд, теперь уже завершившийся (хотя с апелляциями еще много времени пройдет), — есть не что иное, как фарс.
Это действительно фарс!
Прежде чем объяснить, в чем дело, позвольте напомнить знаменитое изречение Маркса (его мы много хаяли, но мудрый, мудрый все-таки был мужик!): история всегда повторяется дважды, первый раз — в виде трагедии, второй раз — в виде фарса. Когда-то Феликс Кулов обещал разместить всю оппозицию в одном автобусе. Тогда он был у власти, ею неограниченно пользовался. Теперь сидит, а оппозиция его защищает. И по-прежнему всю оппозицию можно усадить в один автобус.
Этот человек сделал славную, небывалую карьеру. Девять лет находиться на высших постах государства: от вице-президента, губернатора до министра нацбезопасности и мэра столицы — не слабо. Это любому вскружит голову. Трагедия новейшей кыргызской истории — именно в головокружительной карьере заурядного человека, ни сильно плохого, ни сильно хорошего. Кстати, я всегда предостерегал некоторых своих коллег от попыток демонизировать Кулова — это тоже лесть по отношению к нему. Если не получается быть божеством, то дьяволом тоже ведь приятно, не правда ли? Кулов — обыкновенный человек с присущими ему слабостями и глупостями.
А сегодня мы наблюдаем поистине фарс — Кулова судят за преступления, которые он действительно совершил, но судят его за десятую часть его преступлений (некоторый перечень я представлю ниже). Разве не фарс, спрашиваю я тебя, читатель?
Есть доллары — будет имидж
Я писал как-то о том, что мне в руки попал договор между куловской командой и одной российской фирмой, занимающейся избирательными технологиями. В нем предусматривалось обеспечение благоприятных для Кулова материалов в российских СМИ «до октября 2000 года, включая период президентских выборов». Я тогда написал, что счет идет на десятки, возможно, сотни тысяч долларов.
Теперь узнал и могу поведать свежие данные: только одной московской пиар-компании Кулов заплатил 250 тысяч долларов. А этих компаний было наверняка несколько, документов на них нет, поэтому говорить пока не буду. Эти компании размещают заказные материалы в центральных российских газетах.
Откуда у Кулова такие деньги? Ведь если он хотя бы четыре московских фирмы задействовал, это уже миллион долларов. Ну две он по крайней мере точно задействовал. Скажите, а что бы вы ни сделали за миллион долларов? Вот то-то и оно.
Российские журналисты проекта «Совершенно секретно» заявили на все СНГ, что Кулов предлагал им 100 тысяч долларов за «положительный» материал о нем. Кулов устами своих людей отреагировал замечательно: если бы, мол, у меня такие деньги были, я бы заказал Доренко, и он бы «замочил» НТВ. Счастье Кулова, что Доренко о нем знать не знает, иначе «замоченным» оказался бы сам Кулов. Разве подобная реакция не характеризует Кулова как личность? Заплатить, замочить — это в его характере.
Краткая энциклопедия воровства
Откуда Кулов добыл ТАКИЕ деньги? Да все очень просто: воровал, сердечный. В бытность вице-президентом распродал всю нашу боевую авиацию, наверняка имел достойный процент. Будучи губернатором Чуйской области, наводнил республику фальшивой водкой из спирта «Химсинтеза». Контроль над милицией ему давал тоже огромный постоянный доход. Когда стал мэром, в один день мог отписать на себя 15 земельных участков в дорогих районах столицы.
Отбирал почти завершенные строительные объекты, передавал их своему дружку по воровству Гасанову (Северная ПМК). Объекты якобы достраивались, затем продавались, прибыль шла в карман Гасанова и, естественно, Кулова.
Показателен пример с домом в центре столицы, который Министерство нацбезопасности строило много лет для своих сотрудников. Кулов передал его Гасанову, тот его немножко «обделал» (дом практически был уже построен и оборудован до него), квартиры были распроданы за большие деньги. МНБ же ни одной квартиры не получило.
А вот Кулов лично получил. Офис для своей партии «Ар-Намыс» в этом самом доме. С импортной мягкой мебелью и прочим. Уверял московских журналистов, что платит тысячу долларов в месяц за аренду помещения. Уж не говорю о царских дворцах Кулова, построенных тем же Гасановым. Гасанов сразу, как стали известны подробности расследования по Кулову, пустился в бега…
Мэрская деятельность
Неделю назад побывал в Москве и вновь был потрясен. Впервые я был потрясен лет семь назад, когда увидел масштаб московского строительства. В этот раз — еще большее потрясение. Лужков — это великий человек, подумалось мне.
Кулову был дан карт-бланш на пять лет: прояви он себя в Бишкеке хорошим руководителем, народ единодушно избрал бы его президентом в 2005 году. Но кыргызского Лужкова из Кулова не получилось. Городское хозяйство именно при нем окончательно пришло в упадок. При Силаеве оно не процветало тоже, но по крайней мере держалось на плаву. Нынешний мэр вроде ретиво принялся за дело — посмотрим, насколько хватит его задора.
В этом — трагедия. А фарс в том, что сегодня перелистываются в уголовных томах деяния Кулова, и он, скорее всего, получит наказание облегченное, не соответствующее тяжести преступлений. Политика, знаете ли: чтобы Запад не слишком протестовал.
Я далек от мысли, что Кулов — главный и единственный коррупционер в нашей стране. Их еще много, они сидят на высоких должностях и «светятся» на телеэкранах. Но пример с судом над Куловым вдохновляет — придет время и других преступников.
Вина Аскара Акаева
Вина президента в том, что он не распознал натуру Кулова и столько лет держал его на высоких постах. Самое удивительное, что Акаев — не настолько мягкий человек, каким его рисует общественное мнение. Это человек жесткий, прагматичный. Любопытная деталь: когда Акаев слушает человека, он всегда кивает головой. Но ошибаются те, кто решает, что это знак согласия! Сам Акаев как-то признался: эта привычка у него, как у японцев. Последние всегда кивают в разговоре, но не по причине согласия — они просто показывают, что внимательно слушают собеседника.
Аскар Акаев — тоже человек, и он тоже может ошибаться. И сегодня — тоже. На этом оппозиция пытается сыграть свою игру. Чего стоит, например, попытка внедрить в общественное мнение впечатление о расколе в окружении, команде Аскара Акаева. Имена бывших президентских пресс-секретарей Баялинова и Рысалиева не сходят со страниц «Асабы». Значит, перефразируя Маяковского, зачем-то им это нужно?
Камиль Баялинов особенно усиленно заигрывает с оппозицией. Что это — умный ход президентской команды или глупость самого советника президента? Не знаю…
Знаю только, что оппозиция не замедлила воспользоваться этим обстоятельством, чтобы громогласно сообщить обществу о том, что в команде Акаева есть милые овечки и поганые козлища, то бишь хорошие и плохие.
Насколько знаю, у президента никакой команды нет и не было. Как умный человек Аскар Акаев относится к людям по принципу компетентности, а не по признаку «свой — не свой».
Пока Баялинов или кто там еще удовлетворяют требуемым от них служебным критериям, они будут при деле. Ответственность Акаева в том, что он должен определять степень полезности того или иного деятеля для нужд государственности. Если теперешние руководители высокого ранга совершат преступления подобно Кулову, они также будут судимы.
На высоких должностях могут работать и подвижники, и подлецы. Вина Акаева в том, что он не сразу может разглядеть подлинную сущность человека. Но ведь Акаев — не Бог, и мы не хотим, чтобы он стал божеством по типу, скажем, Ким Ир Сена в Северной Корее или Ниязова в Туркменистане.