На прошедшей неделе малоформатные еженедельники были поживее, поинтереснее, чем ежедневные, выходящие три раза в неделю “Жас Алаш” и “Егемен Казакстан”. Тем не менее, если верить сообщениям “Жас Алаша”, то их интернетовский вариант за сутки прочитывает от 130 до 181 человека! Но все равно комментарии, скажем, к пятилетию Конституции были весьма банальными и, как обычно, в стиле “одобрям-с” и “все хорошо, прекрасная маркиза”. В этом смысле к ним присоединяется и “Ана тiлi” (30.08.2000), которая устами политологов Е.Карина, А.Нукенова и Т.Даулбаева также, можно сказать, похвалила казахстанскую Конституцию (по-казахски Атазан) и высказалась против каких бы то ни было изменений.
Из слухов, которыми потчует читателей “Жас Алаш”, на неделе самыми занимательными (и “познавательными”!) были такие: “Абекен (Абиш Кекильбаев, по-видимому. — Н.), возможно, станет скоро послом в Иране, а на его должность метит Крымбек (Кушербаев, по-видимому. — Н.)”. “Один из вице-премьеров говорит в кулуарах: “Чего бы мне это не стоило, но я поставлю своего человека на Павлодар” (вот и гадай, кто это: Павлов или Ахметов? — Н.)”.
Еженедельник “Туркiстан” (01.09.2000) в связи с началом учебного года так же, как и “Караван”, обратился к актуальной теме — качество нынешних учебников и учебных пособий. Главный редактор журнала “Бiлiм-Образование” Нурдаулет Акыш отмечает, что в этом плане не все благополучно, поскольку не готовы кадры, могущие писать качественную учебную литературу. “Туркiстан” обратился и к другой актуальной теме – теме обустройства и социализации возвращающихся в Казахстан из-за рубежа казахов, оралманов. Об этом повествуют материалы журналистов Есменгуль Капкызы и Колбая Адырбекулы — соответственно, из Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей. В позитивном плане показан мэр Алматы Виктор Храпунов, который выдал ключи и ордеры на квартиру 55 семьям оралманов. Этому событию посвящена отдельная заметка с фотографией на первой полосе. Вышел в свет второй номер “Жас казак унi” (25.08.2000). Из материалов привлекает внимание статья Гулбигаш Омаровой, в которой сделана попытка социологической классификации современных казахских студентов: “мангурты”, “патриоты”, “консерваторы”, “культурные”. Примерно в этом же ключе, но на иную тему написана статья “жасалашовца” Сакена Сыбанбая. Он рассматривает слабые стороны современной казахской прессы и объясняет их природу. Всю проблему он разбивает на три составляющие: “Экономические проблемы”, “Проблемы языка” и
Республиканские независимые (т.е. частные) еженедельники, выходящие в регионах, конечно же, львиную долю своей площади отдают под местные новости и события. Шымкентский “Айгак” (30.08.2000) продолжает “стегать” премьер-министра страны за его прохладное отношение к юбилею священного города Туркестан, которому в этом году исполняется 140 000 лет (по другим источникам – 150 000) со дня основания. Опубликовано интервью с исполнительным директором Фонда “Сорос-Казахстан” Муратом Ауэзовым. Но здесь надо сказать, что для республиканского читателя “Айгак” становится все менее интересным изданием. Видимо, разросшись, ТОО Агентство “Айгак” все силы отдает другим своим газетам, носящим, как известно, ярко-желтую окраску и приносящим реальный доход.
В этом смысле куда цельнее выглядит еженедельник из Актобе “Алтын Орда” (25.08.2000), который, видимо, не имеет (или еще не имеет) других дочерних изданий, ТВ-компаний, базаров, саун и т.п. Это видно по содержанию газеты, настроению. Вот и в последний номер насыщен серьезными материалами, “высоколобой публицистикой”. Журналист Баян Сарсембина выступила с большой аналитической статьей по поводу последних событий в Узбекистане.
Мухтар Жанузакулы в своей статье “Цивилизация! Цивилизация?..” ставит вопросы, которые начинают все больше звучать в казахском обществе: а так ли безопасна современная цивилизация? За годы советской, а до нее царской власти, под эгидой “старшего брата”, Дух народа едва-едва вылупился и еще является птенцом. Не стало легче и с приходом культурных типов родом из цивилизации западной. Герои, стреляющие по всему, что движется, примат грубой силы, девки, которым ничего не стоит упасть под любого, гомосексуалисты, лесбиянки и пр., и пр. Наивный народ, ставший за последнее столетие весьма восприимчивым ко всему, в том числе очень быстро к плохому, показывает себя во всей красе. Например, в Шымкенте выходят в свет откровенно порнографические газеты “Демалыс”, “Махаббат” тиражом в 30-45 тысяч. Разве можно после этого сказать, что казахи не читают газет? – задается ехидным вопросом М.Жанузакулы. Автор резко выступил и против книги покойного профессора Марата Барманкулова “Хрустальная мечта тюрков о квадронации”. Мечта о такой нации уже сбывается, намекает М.Жанузакулы, поскольку многие из тех, кто уже закончил обучение за рубежом по президентской программе “Болашак”, не собираются возвращаться на родину и использовать свои знания на пользу казахов.
“Алтын Орда” провела опрос среди известных казахских литераторов, литературных критиков и журналистов на тему: “Есть ли у казахов элита?”. Писатель Жумабай Шаштайулы, главный редактор закрывшейся турецко-казахской газеты “Zaman-Казакстан”, вспомнил слова Аскара Сулейменова: “У казахов был только один интеллигент – Абай”. Ели мерить его меркой, то сегодня точно никакой элиты у нас нет. Находясь на пороге XXI века, мы так и не научились отделять плохое от хорошего, а хорошее от плохого”. Журналист КазААГ Жуматай Сабыржанулы: “Настоящая национальная элита, образованная, интеллигентная была в составе Алашорды и вокруг нее. Их давно нет. В советское время была у нас, с позволения сказать, интеллигенция, но элитой ее трудно назвать”. Критик Турсынжан Шапай: “Человек, который сидит на своем месте, адекватен этому месту и делу — и есть элитный человек. Допустим, умеет хорошо пасти и следить за скотом – это элитный человек. А у нас иногда люди, пасшие скот, занимаются политикой, наукой, и потом у нас ни там, ни здесь прибытка нет. Представьте, чем сейчас Байтурсынов занимался бы? Самое большее, читал бы казахскую филологию в университете. А Миржакып? Ну, был бы ректором, наверное. И то – неизвестно. А Магжан? Его поругивали бы за “пантюркизм” или, как Аманахана – за “антисемитизм”. Вообще-то, настоящая элита — это кровь, гены, а не образование или общая выучка. Так что зачем нам вспоминать великую плеяду наших арыстанов (алашординцев. – Прим.) — пусть наши мышки будут живы…”
“Казак эдебиетi” (01.09.200) становится трибуной для пропагандистской публицистики Аманхан Алима. На этот раз он в жанре открытого письма обращается к писателю, ностальгирующему по советской власти: “Нужен ли казахам патриотизм?”. Без патриотизма нет государства, нет нации, считает Аманхан Алим. Это понятие находится вне закона, вне права – это долг и обязанность любого. Это – чувство. Но им не каждый обладает. Например, по его мнению, у писателя И.Щеголихина, хотя он и многолетний казахстанец, его нет. У того были возможности доказать свой казахстанский патриотизм, но он его, как и другие неказахские деятели (Атрушкевич), не продемонстрировал. Подспудно автором постулируется такой вывод – только казахи могут стать патриотами. Ибо Россия сама держится лишь на патриотах своего языка, своей государственности. Он напомнил, как главный редактор журнала “Наш современник” Стас Куняев после событий 1986 года отозвался об антиказахской позиции газеты “Правда”: “Зачем же центральный орган так бестактен по отношению к здоровой заботе национальной интеллигенции о языке?”. В то время, когда спустя несколько лет, живший в Казахстане семиреченский казак Гунькин в России написал книжку “Казачий кулак против экспансии инородцев”, в которой есть такие пассажи: “…русские цари не отказывали их черномазым вождям в настойчиво просимом подданстве… (….) Ну-ка, назовите мне хотя бы одного Мыркымбая, который придумал автомат, пулемет или самолет. Где великие Саксауловы или Аксакаловы руководившие фабриками и заводами? Куда подевались, наконец, туземцы, благодаря которым скотоводство добилось увеличения поголовья? Что-то не сыскать их в научных энциклопедиях и словарях. В лучшем случае стоит заглянуть в драную юрту, где дрыхнет нажравшийся жирного бешбармака толстый Сексембай”. Кто же в таком случае Гунькин, спрашивает А.Алим. Наверное, несостоявшийся атаман Гунькин — все-таки патриот Казахстана, но