Получилось, я считаю, довольно удачное мероприятие. Дело в том, что ОБСЕ давно добивалась этого «круглого стола» и именно после начала национального диалога. Но власть последний отменила. И вот 2 сентября в зале парламента при достаточно большом парламентском представительстве состоялся «круглый стол», реализующий идеологию “консультативных встреч” (то есть не национального диалога). Получились в результате такие политические консультации, сильно разбавленные как официозом, так и “центристским поведением”. “Крайние линии” там тоже присутствовали, но как-то они не сильно диссонировали с общей линией. Присутствие ОБСЕ сыграло стабилизирующую роль. Здесь, конечно, тоже были резкие нападки. В частности, от С.Аккатая, который весьма резко “наехал” на парламент, на его руководство. Радикальную и яркую речь сказал Амиржан Касанов.
Со стороны парламента представителей было много – человек 30, спикером от них выступал А.Байгельды (вице-председатель сената). Вообще со стороны власти все было выстроено (и, я считаю, сознательно) “через вторых лиц”, то есть не присутствовало ни одного “первого” лица, а только замы. С одной стороны, было довольно серьезное представительство, а с другой стороны – начальник всегда может отменить решение своего зама. От правительства присутствовал вице-министр иностранных дел, остальные были начальники департаментов. Центризбирком был в полном составе.
Первоначально повестка была сформулирована в рамках только законодательства о выборах. «Круглый стол» так и прошел в этих рамках. Предварительно со стороны оппозиции перед началом «круглого стола» была попытка выработать единую консолидированную позицию. В результате мы составили два документа. И финал «круглого стола» соответствовал нашим предположениям.
В первом документе предлагалось во исполнение решений ОБСЕ создать комиссию из представителей парламента, правительства и партий, не вошедших в парламент, а также общественных организаций. И поручить этой комиссии вписать в законодательные акты поправки по 17 замечаниям ОБСЕ. Под этим документом подписались практически все (из приехавших) “от гражданского общества”, кроме представителей ОТАНА и ГП, которым мы и не предлагали.
Второй документ получился несколько сложней и радикальнее. Его подписали только мы вдвоем – АЗАМАТ и НКК. Мы и не прилагали усилий для подписи этого документа другими. Смысл его в следующем. Политическая и экономическая системы в Казахстане уже состоялись. Это – некий гибрид суперлиберализованной рыночной экономики и недемократического режима власти, в котором демократия есть только декоративно-вспомогательный элемент. Этот гибрид достаточно устойчив. Избирательная система здесь есть не отклонение от системы, а ее органичная часть, очень хорошо сбалансированная и отлаженная. И в этом смысле, в смысле ее соответствия нынешней системе, ничего менять и не надо. Но эта система, хоть она и достаточно устойчива, не способна сегодня отвечать вызовам времени. Поэтому разговор надо вести намного шире – не просто изменять избирательную систему, осуществлять шаги по изменению всей политической системы. В этом документе мы предлагаем сделать “круглый стол” постоянно действующим, консультативным совещанием между гражданским обществом и официальными властями. И расширить повестку поиском общих политических путей преобразования политической системы.
О прохождении самого «круглого стола». Были и резкие вспышки с обеих сторон, были и откровенные “забалтывания” — попытки в словах утопить содержание, что делал Азат Перуашев. Но были и вполне нормальные выступления — как с той, так и с другой стороны. В результате при очень активном содействии ОБСЕ была создана комиссия, включающая, кроме представителей власти и парламента, шесть представителей партий и движений, не вошедших в парламент. Дополнительно в комиссию вошли представитель ОБСЕ и представитель общественной организации “Центр содействия демократии”. Таким образом, все получилось достаточно обнадеживающе. Создан некий прообраз консультативного совещания как альтернатива национальному диалогу. “Круглые столы” будут проводиться периодически – еще три раза: следующий — в январе, потом — в мае и в сентябре. Примерно оговорили повестку: в январе будет разговор о СМИ — как составляющей избирательного процесса.
Ну а что будет дальше — пока прогнозировать трудно.
Беседовал Юрий МИЗИНОВ